Правительство решило навести строгий порядок в сфере такси - «Авто» » Политический Эксперт

Правительство решило навести строгий порядок в сфере такси - «Авто»

Госдума рассматривает проект федерального закона о таксомоторных перевозках, внесенный правительством. Он должен зафиксировать правила игры в отрасли и учесть интересы как бизнеса, так и водителей и пассажиров. Параллельно с парламентской процедурой идут обсуждения проекта в Общественной палате. 21 июня во время «нулевых чтений» участники пришли к выводу, что новый закон особенно не нужен никому — кроме, собственно, федеральных властей. И именно поэтому он, вероятнее всего, будет принят.


Правительство решило навести строгий порядок в сфере такси - «Авто»


На протяжении 2010-х годов в Госдуме побывали еще два законопроекта о такси — один был внесен профильным комитетом ГД, другой пришел из Совета Федерации. Третья, правительственная попытка может оказаться более удачной: участники «нулевых чтений» в Общественной палате констатировали, что налицо «серьезнейшее желание правительства создать надежную правовую базу для деятельности легкового такси в стране». Причем заинтересован в решении вопроса не только Минтранс, настойчивость проявляют и силовые ведомства.



В этих условиях, подчеркнули общественники, нужно думать о балансе интересов. В частности, обеспечить прозрачность системы, защиту пассажирам, попавшим в неприятную ситуацию при поездке на такси. Но при этом избежать избыточного вмешательства в личную жизнь людей, предупредить обвинения в установлении тотального контроля.



— Проблема законодательства о такси всегда в том, что с его помощью идет легализация тех или иных бизнес-схем, — отметил глава Комиссии по общественному контролю Общественной палаты РФ Александр Холодов. — Поэтому к общему мнению прийти не получится. Например, нужен ли для такси унифицированный цвет? Начнем обсуждать — немедленно поругаемся.



Сейчас таксомоторные перевозки регламентирует федеральный закон №69, принятый в 2011 году и вносящий поправки в ряд других законов, — таким образом, этот документ не является единым регламентирующим таксомоторные перевозки рамочным законом. «На этих «заплатках» мы живем больше десяти лет, при этом такси по улицам ездят, отрасль развивается, — говорит Холодов. — Нужно понимать, принимая новый закон, что мы хотим отрегулировать. Зафиксировать то, что существует в отрасли? Но зачем? Что-то же должно измениться?»



Практически все участники рынка неплохо себя чувствуют и без рамочного закона, отметил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «Региональных чиновников можно причислить к бенефициарам отсутствия законодательства, они извлекают из этого вполне конкретную рублевую выгоду, вводя произвольные ограничения, — подчеркнул общественник. — Агрегаторов также устраивает отсутствие регламентации: это мечта любого бизнеса — вести деятельность, о которой в законодательстве ни слова не сказано». Выгодно это, по словам Шапарина, посредникам-«подключашкам», которые сдают в аренду лицензии на перевозки, а также водителям (многие не платят налогов) и даже пассажирам (тарифы на сером рынке всегда ниже, чем на полностью белом).



— Единственный субъект, кому правовой вакуум не нравится, это государство, которое и решило навести порядок, — заявил эксперт. — И его заинтересованность видна по тому, что взамен парламентских «бульдогов» пришли правительство и спецслужбы, которым важны потоки данных о перевозках. Не уверен, что агрегаторам очень понравится степень вовлеченности государства в этот бизнес.



Но коль скоро федеральная власть уже «в игре» и так просто не отстанет, игроки рынка настроены сделать регламентацию максимально комфортной. И в этом смысле, как оказалось, с нынешним законопроектом в целом можно работать. Участники обсуждения в Общественной палате сошлись на трех важнейших моментах, без которых закон не имеет смысла. И водители, и пассажиры ждут, во-первых, регламентации правового статуса агрегатора (диспетчера). Во-вторых, четко прописанной ответственности крупных юрлиц — то есть тех же самых сидящих на денежных потоках агрегаторов — за ущерб, нанесенный пассажирам, пешеходам или водителям других транспортных средств при ДТП. Наконец, нужно свести все требования к такси в единый документ, что обеспечит его большую прозрачность для водителей и перевозчиков.



— За последние пятнадцать лет сфера такси радикально изменилась, — отметил Кирилл Янков, председатель Союза пассажиров России. — И с безопасностью, и с качеством, и с ценами стало гораздо лучше, по крайней мере, с точки зрения пассажиров. Надо эти завоевания сохранить, но при этом урегулировать проблемы, которые имеются. В первую очередь речь идет о нарушении правил безопасности движения вследствие переработки, переутомления водителей.



Напомним, в нынешней версии законопроект дает определение перевозчику и агрегатору. К работе в такси допускаются самозанятые граждане (сейчас для подключения к агрегатору нужно быть юрлицом или индивидуальным предпринимателем). Вводятся требования к водителям, прописывается документооборот — сразу три реестра, к которым должны получить доступ правоохранительные органы.



— Особые полномочия проект отдает властям трех городов федерального подчинения, — обращает внимание Янков. — Они могут ограничивать количество лицензий на регион и задавать минимальную планку тарифа. Решение понятное для Москвы и Санкт-Петербурга, но при чем тут 300-тысячный Севастополь?



Регламентация цвета машин, если она будет задана федеральным законом, вытолкнет значительный сегмент рынка за пределы регулирования, уверен эксперт. Это и «черное такси» бизнес-класса, пассажиры которого не хотят ездить на автомобилях со специальной цветографической схемой, и те, кто подрабатывает извозом (они не будут перекрашивать автомобили, а скорее уйдут «в тень»).



Наконец, статьи, которые определяют ответственность агрегатора в случае ДТП или иного ущерба, составлены так, что договор между агрегатором и водителем (ИП) имеет приоритет над законом. «Службы заказа выставят такой договор, по которому ни за что отвечать не будут, и попробуй его не подписать!» — прогнозирует директор Транспортной ассоциации Московской агломерации Норайр Блудян. Это обесценивает прописанные в законе нормы солидарной ответственности, полагает эксперт.



Поправки общественников, как и депутатские, будут вноситься в законопроект преимущественно ко второму чтению. «Из этого полена можно будет сделать вполне работоспособного буратино», — говорят участники круглого стола. Но независимо от поправок «прозрачность» системы будущего такси перед спецслужбами, предусмотренная проектом, по всей видимости, сохраняется. Иначе не стоило и огород городить.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Госдума рассматривает проект федерального закона о таксомоторных перевозках, внесенный правительством. Он должен зафиксировать правила игры в отрасли и учесть интересы как бизнеса, так и водителей и пассажиров. Параллельно с парламентской процедурой идут обсуждения проекта в Общественной палате. 21 июня во время «нулевых чтений» участники пришли к выводу, что новый закон особенно не нужен никому — кроме, собственно, федеральных властей. И именно поэтому он, вероятнее всего, будет принят. Фото: Геннадий Черкасов На протяжении 2010-х годов в Госдуме побывали еще два законопроекта о такси — один был внесен профильным комитетом ГД, другой пришел из Совета Федерации. Третья, правительственная попытка может оказаться более удачной: участники «нулевых чтений» в Общественной палате констатировали, что налицо «серьезнейшее желание правительства создать надежную правовую базу для деятельности легкового такси в стране». Причем заинтересован в решении вопроса не только Минтранс, настойчивость проявляют и силовые ведомства. В этих условиях, подчеркнули общественники, нужно думать о балансе интересов. В частности, обеспечить прозрачность системы, защиту пассажирам, попавшим в неприятную ситуацию при поездке на такси. Но при этом избежать избыточного вмешательства в личную жизнь людей, предупредить обвинения в установлении тотального контроля. — Проблема законодательства о такси всегда в том, что с его помощью идет легализация тех или иных бизнес-схем, — отметил глава Комиссии по общественному контролю Общественной палаты РФ Александр Холодов. — Поэтому к общему мнению прийти не получится. Например, нужен ли для такси унифицированный цвет? Начнем обсуждать — немедленно поругаемся. Сейчас таксомоторные перевозки регламентирует федеральный закон №69, принятый в 2011 году и вносящий поправки в ряд других законов, — таким образом, этот документ не является единым регламентирующим таксомоторные перевозки рамочным законом. «На этих «заплатках» мы живем больше десяти лет, при этом такси по улицам ездят, отрасль развивается, — говорит Холодов. — Нужно понимать, принимая новый закон, что мы хотим отрегулировать. Зафиксировать то, что существует в отрасли? Но зачем? Что-то же должно измениться?» Практически все участники рынка неплохо себя чувствуют и без рамочного закона, отметил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «Региональных чиновников можно причислить к бенефициарам отсутствия законодательства, они извлекают из этого вполне конкретную рублевую выгоду, вводя произвольные ограничения, — подчеркнул общественник. — Агрегаторов также устраивает отсутствие регламентации: это мечта любого бизнеса — вести деятельность, о которой в законодательстве ни слова не сказано». Выгодно это, по словам Шапарина, посредникам-«подключашкам», которые сдают в аренду лицензии на перевозки, а также водителям (многие не платят налогов) и даже пассажирам (тарифы на сером рынке всегда ниже, чем на полностью белом). — Единственный субъект, кому правовой вакуум не нравится, это государство, которое и решило навести порядок, — заявил эксперт. — И его заинтересованность видна по тому, что взамен парламентских «бульдогов» пришли правительство и спецслужбы, которым важны потоки данных о перевозках. Не уверен, что агрегаторам очень понравится степень вовлеченности государства в этот бизнес. Но коль скоро федеральная власть уже «в игре» и так просто не отстанет, игроки рынка настроены сделать регламентацию максимально комфортной. И в этом смысле, как оказалось, с нынешним законопроектом в целом можно работать. Участники обсуждения в Общественной палате сошлись на трех важнейших моментах, без которых закон не имеет смысла. И водители, и пассажиры ждут, во-первых, регламентации правового статуса агрегатора (диспетчера). Во-вторых, четко прописанной ответственности крупных юрлиц — то есть тех же самых сидящих на денежных потоках агрегаторов — за ущерб, нанесенный пассажирам, пешеходам или водителям других транспортных средств при ДТП. Наконец, нужно свести все требования к такси в единый документ, что обеспечит его большую прозрачность для водителей и перевозчиков. — За последние пятнадцать лет сфера такси радикально изменилась, — отметил Кирилл Янков, председатель Союза пассажиров России. — И с безопасностью, и с качеством, и с ценами стало гораздо лучше, по крайней мере, с точки зрения пассажиров. Надо эти завоевания сохранить, но при этом урегулировать проблемы, которые имеются. В первую очередь речь идет о нарушении правил безопасности движения вследствие переработки, переутомления водителей. Напомним, в нынешней версии законопроект дает определение перевозчику и агрегатору. К работе в такси допускаются самозанятые граждане (сейчас для подключения к агрегатору нужно быть юрлицом или индивидуальным предпринимателем). Вводятся требования к водителям, прописывается документооборот — сразу три реестра, к которым должны получить доступ правоохранительные органы. — Особые полномочия проект отдает властям трех городов федерального подчинения, — обращает внимание Янков. — Они могут ограничивать количество лицензий на регион и задавать минимальную планку тарифа. Решение понятное для Москвы и Санкт-Петербурга, но при чем тут 300-тысячный Севастополь? Регламентация цвета машин, если она будет задана федеральным законом, вытолкнет значительный сегмент рынка за пределы регулирования, уверен эксперт. Это и «черное такси» бизнес-класса, пассажиры которого не хотят ездить на автомобилях со специальной цветографической схемой, и те, кто подрабатывает извозом (они не будут перекрашивать автомобили, а скорее уйдут «в тень»). Наконец, статьи, которые определяют ответственность агрегатора в случае ДТП или иного ущерба, составлены так, что договор между агрегатором и водителем (ИП) имеет приоритет над законом. «Службы заказа выставят такой договор, по которому ни за что отвечать не будут, и попробуй его не подписать!» — прогнозирует директор Транспортной ассоциации Московской агломерации Норайр Блудян. Это обесценивает прописанные в законе нормы солидарной ответственности, полагает эксперт. Поправки общественников, как и депутатские, будут вноситься в законопроект преимущественно ко второму чтению. «Из этого полена можно будет сделать вполне работоспособного буратино», — говорят участники круглого стола. Но независимо от поправок «прозрачность» системы будущего такси перед спецслужбами, предусмотренная проектом, по всей видимости, сохраняется. Иначе не стоило и огород городить.

Ключевые слова: новости, Авто

СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ

Автоэксперт объяснил, можно ли платить транспортный..

Водитель задом наперед перевернул знак «Стоянка запрещена» и припарковался: какое наказание ему грозит? Движение по полосе для маршрутных транспортных средств: может ли штраф за одно нарушение достигать...... Подробнее

Во дворах домов, построенных в 1980–1990-х, начали..

Знаки, запрещающие остановку транспорта, в этом году начали устанавливать на въездах во дворы. Пока что это относится лишь к некоторым районам позднесоветской жилой застройки: автомобилистам не разрешают...... Подробнее

Автопродление «прав» завершается в декабре: водителей..

Обладатели водительских удостоверений, срок действия которых истекает 1 января 2026 года и позже, скорее всего, не получат отсрочки на три года в продлении документов. Это следует из действующих постановлений...... Подробнее

Похожие новости

0

Комментарии

       

СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО

Эксперты РОИ встали на защиту стритрейсеров - «Авто»..

На защиту стритрейсеров встали эксперты Российской общественной инициативы. Они предложили легализовать уличные гонки. По инициативе сейчас проводится голосование на портале РОИ. ...... Подробнее

Эксперты рассказали, как избежать обмана при покупке..

Курс доллара вернулся к докризисным значениям, но ценники в автосалонах остаются космическими — с поставками-то все равно напряженка. Значит, многим, кто планировал, но не успел купить новый автомобиль,...... Подробнее

Эксперты оценили вероятность кризиса рынка такси и..

Экономическая ситуация в России может привести к краху сформировавшегося в 2010-е годы рынка такси в мегаполисах и возвращении черных извозчиков - «бомбил». Об этом говорят представители отрасли, указывая...... Подробнее