Декоративное искусство разложили на основные элементы - «Культура» » Политический Эксперт

Декоративное искусство разложили на основные элементы - «Культура»

Стильный и выдержанный, лаконичный и одновременно красноречивый. Таков проект «Основные элементы», открывшийся в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» и вобравший в себя около 400 авторских произведений из керамики, фарфора, стекла, металла и текстиля. Это тот самый случай, когда нужно «читать» между строк, и это не так уж сложно. В экспозицию вошли работы советского времени – 1960-80-х годов. Многие из них формально привязаны к символам эпохи СССР, но по факту рассказывают совсем другую историю – о трансформации декоративного искусства из чисто прикладного жанра в автономное направление, равнозначное живописи и скульптуре.


Декоративное искусство разложили на основные элементы - «Культура»


Открывает проект «Основные элементы» желтый зал, где в витринах, встроенных в стену, представлены вазы, напоминающие архаические творения древних людей. В то же время они – даже для сегодняшнего дня – очень современны. Сдержанная форма, сложный, но не броский рельеф, хрупкая монументальность исполнения. Перед нами три работы разных авторов – Татьяны Зубовой (РСФСР), Эугении Дудайте (Литовская ССР) и Амаяк Бдеян (Армянская ССР). Их роднит позиционирование своих творений: перед нами не вазы для цветов, а самостоятельные произведения, без оттенка прикладной функции. Об этом и вся выставка, рассказывающая историю расцвета так называемого декоративного жанра и изменения его статуса в формальном списке видов и направлений искусств.



В фондах «Царицыно» хранится одна из самых крупных в России коллекций декоративного искусства – около 60 тысяч экспонатов. По масштабам больше только в Музее декоративного искусства – в его фондах находится 80 тысяч экспонатов. Но в «Царицыно» есть уникальные работы, которых не найти на Делегатской, – в том числе произведения, созданные художниками из Прибалтики, которые в 1960-80-х задавали планку декоративного искусства Советского Союза. Некоторые передовые для своего (да и для нашего) времени вошли и в экспозицию, которая задумана как долгоиграющий проект и будет показывать в Хлебном доме ближайшие два года. 






Выставка разбита на несколько разделов, у каждого из которых свое цветовое дизайнерское решение. «Желтый эпиграф» плавно перетекает в первый из залом, так же решенный в землисто-желтом цвете. Он посвящен Земле. Это основа основ керамического искусства (ведь оно рождается из глины) и самого мироздания. «Вместе с Небом Земля возникает в начале бытия – как срединный мир, устроенный для людей», – гласит описание раздела. В советское картине мира земля как тема для творческого осмысления имела идеологические привкус – стояла задача воспеть труд земледельцев колхозников, богатства родины. Но для художников, чьи работы можно увидеть в этом разделе, тема намного шире – из разряда вечных. А для нас, зрителей, интереснее всего видеть результат экспериментов, осмысляющих ее. В 1960-80-х годах керамисты все чаще используют шамот – огнеупорную глину, которую обрабатывают солями металлов, украшают новаторскими глазурями и поливами, что придает произведениям сложные цветовые и фактурные эффекты.






Перед нами разнообразные «земляные» образы: скульптуры «Родники» Отар Вепхвадзе в виде женских силуэтов, «Камчатка» Валерия Малолеткова, где из холма вырастают фигуры рабочих, блюдо «Стадо» Романа Петрука, в котором пасутся коровы. Экспозицию дополняет гобелен «Земля» эстонки Леэзи Эрм из шерсти, льна, жгута, сизали, бисера и блесток – абстрактная, объемная, почти живая картина мира. Чистое концептуальное искусство. Такое же – в каждом разделе. 



За землей следует огонь: в основе экспозиции фарфор и стекло, а их творение невозможно без высоких температур. Здесь стоит обратить особое внимание на небольшое панно-подставку «Солнышко» Василия Цыганова. Оно было отмечено в 1970-х международной премией в Праге – как раз за новаторскую технику. Серные стены «огненного раздела» разрезают святящиеся лампы-молнии, а на большом экране горит пламя, создавая нужную атмосферу в зале с метафорическими произведениями. 



Из огня – на воздух – эта часть выставки поражает легкостью форм и цветов, прозрачность. Далее мы попадаем – в бескрайний космос, который был одной из главных тем 1960-80 годов. Однако здесь вы не найдете скульптур Гагарина, да изображений спутников и первых космических кораблей не много, а те, что есть, созданы в философском ключе. Зато здесь можно в чаше Дмитрия Шушканова увидеть целую галактику…






Вслед за «космосом» исследуем «цвет», «пространство» и «движение», а в финале мы оказываемся внутри «живой материи». Символично, что путешествие по новаторским по формам и техникам работам завершается именно этой «вечной темой», ведь вся экспозиция – словно живая материя, лишенная советской идейной плакатности. Такие работы будут актуальны во все времена.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Стильный и выдержанный, лаконичный и одновременно красноречивый. Таков проект «Основные элементы», открывшийся в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» и вобравший в себя около 400 авторских произведений из керамики, фарфора, стекла, металла и текстиля. Это тот самый случай, когда нужно «читать» между строк, и это не так уж сложно. В экспозицию вошли работы советского времени – 1960-80-х годов. Многие из них формально привязаны к символам эпохи СССР, но по факту рассказывают совсем другую историю – о трансформации декоративного искусства из чисто прикладного жанра в автономное направление, равнозначное живописи и скульптуре. Фото: Мария Москвичева Открывает проект «Основные элементы» желтый зал, где в витринах, встроенных в стену, представлены вазы, напоминающие архаические творения древних людей. В то же время они – даже для сегодняшнего дня – очень современны. Сдержанная форма, сложный, но не броский рельеф, хрупкая монументальность исполнения. Перед нами три работы разных авторов – Татьяны Зубовой (РСФСР), Эугении Дудайте (Литовская ССР) и Амаяк Бдеян (Армянская ССР). Их роднит позиционирование своих творений: перед нами не вазы для цветов, а самостоятельные произведения, без оттенка прикладной функции. Об этом и вся выставка, рассказывающая историю расцвета так называемого декоративного жанра и изменения его статуса в формальном списке видов и направлений искусств. В фондах «Царицыно» хранится одна из самых крупных в России коллекций декоративного искусства – около 60 тысяч экспонатов. По масштабам больше только в Музее декоративного искусства – в его фондах находится 80 тысяч экспонатов. Но в «Царицыно» есть уникальные работы, которых не найти на Делегатской, – в том числе произведения, созданные художниками из Прибалтики, которые в 1960-80-х задавали планку декоративного искусства Советского Союза. Некоторые передовые для своего (да и для нашего) времени вошли и в экспозицию, которая задумана как долгоиграющий проект и будет показывать в Хлебном доме ближайшие два года. Фото: Мария Москвичева Выставка разбита на несколько разделов, у каждого из которых свое цветовое дизайнерское решение. «Желтый эпиграф» плавно перетекает в первый из залом, так же решенный в землисто-желтом цвете. Он посвящен Земле. Это основа основ керамического искусства (ведь оно рождается из глины) и самого мироздания. «Вместе с Небом Земля возникает в начале бытия – как срединный мир, устроенный для людей», – гласит описание раздела. В советское картине мира земля как тема для творческого осмысления имела идеологические привкус – стояла задача воспеть труд земледельцев колхозников, богатства родины. Но для художников, чьи работы можно увидеть в этом разделе, тема намного шире – из разряда вечных. А для нас, зрителей, интереснее всего видеть результат экспериментов, осмысляющих ее. В 1960-80-х годах керамисты все чаще используют шамот – огнеупорную глину, которую обрабатывают солями металлов, украшают новаторскими глазурями и поливами, что придает произведениям сложные цветовые и фактурные эффекты. Фото: Мария Москвичева Перед нами разнообразные «земляные» образы: скульптуры «Родники» Отар Вепхвадзе в виде женских силуэтов, «Камчатка» Валерия Малолеткова, где из холма вырастают фигуры рабочих, блюдо «Стадо» Романа Петрука, в котором пасутся коровы. Экспозицию дополняет гобелен «Земля» эстонки Леэзи Эрм из шерсти, льна, жгута, сизали, бисера и блесток – абстрактная, объемная, почти живая картина мира. Чистое концептуальное искусство. Такое же – в каждом разделе. За землей следует огонь: в основе экспозиции фарфор и стекло, а их творение невозможно без высоких температур. Здесь стоит обратить особое внимание на небольшое панно-подставку «Солнышко» Василия Цыганова. Оно было отмечено в 1970-х международной премией в Праге – как раз за новаторскую технику. Серные стены «огненного раздела» разрезают святящиеся лампы-молнии, а на большом экране горит пламя, создавая нужную атмосферу в зале с метафорическими произведениями. Из огня – на воздух – эта часть выставки поражает легкостью форм и цветов, прозрачность. Далее мы попадаем – в бескрайний космос, который был одной из главных тем 1960-80 годов. Однако здесь вы не найдете скульптур Гагарина, да изображений спутников и первых космических кораблей не много, а те, что есть, созданы в философском ключе. Зато здесь можно в чаше Дмитрия Шушканова увидеть целую галактику… Фото: Мария Москвичева Вслед за «космосом» исследуем «цвет», «пространство» и «движение», а в финале мы оказываемся внутри «живой материи». Символично, что путешествие по новаторским по формам и техникам работам завершается именно этой «вечной темой», ведь вся экспозиция – словно живая материя, лишенная советской идейной плакатности. Такие работы будут актуальны во все времена.

Ключевые слова: новости, Культура

СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ

Эксперт объяснил, почему маска Высоцкого не ушла с..

Эксперт по аукционным делам Михаил Давыдов ответил на вопрос, почему не получилось продать бронзовую посмертную маску Владимира Высоцкого. Ценителей таланта легендарного артиста искали не в том месте. ...... Подробнее

В Музее Победы презентовали картину о джаз-оркестре на..

Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее

Герои документальных фильмов пребывают в состоянии..

В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее

Похожие новости

0

Комментарии

       

СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО

Юркисс снимает новый клип - «Культура - видео»..

Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее

Юрий Поляков сравнил смену руководства МХАТа с..

12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее

Юрий Дудь может сняться в кино про летчиков -..

Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее