Выплату за заключение контракта на военную службу..
Фото: Сергей Аксенов/Telegram Симферополь, 24 сентября. Власти Крыма с сегодняшнего дня увеличили выплату за заключения контракта на военную службу.... Полностью
Фото: Сергей Аксенов/Telegram Симферополь, 24 сентября. Власти Крыма с сегодняшнего дня увеличили выплату за заключения контракта на военную службу.... Полностью
Симферополь, 29 сентября. В Крыму ограничили продажу топлива на заправках 30 литрами в одни руки. Об этом у себя в телеграм-канале написал глава... Полностью
Фото: Крыминформ Симферополь, 20 октября. Власти Крыма увеличили суточный лимит на продажу топлива на АЗС до 30 литров на человека. Об этом сообщил... Полностью
Трамп планирует нанести наземные удары по территории Венесуэлы под предлогом борьбы с наркоторговцами. Президент США говорит, что "может пойти... Полностью
Администрация Трампа одобрила расширение бурения нефтяных и газовых скважин в Арктическом национальном заповеднике дикой природы Аляски (ANWR), что... Полностью
В глубинах океана зарождается новое соперничество между США и Китаем. Две самые могущественные страны мира изучают возможность глубоководной добычи... Полностью
Колумбия осудила авиаудары США по судам, предположительно причастным к контрабанде наркотиков у берегов Южной Америки, и призвала Вашингтон... Полностью
Неутомимый маятник Трампа достиг очередной критической точки в отношениях с российским президентом Путиным. Главе Белого дома было предложено три... Полностью
В ночь на 23 октября в Копейске Челябинской области, на территории одного из предприятий, прогремели мощные взрывы. Вскоре губернатор Челябинской... Полностью
Администрация президента США Дональда Трампа предприняла ряд резких шагов, обозначивших поворот к жесткой конфронтации с Москвой. Ключевым сигналом... Полностью
Несколько раз в год — в теплый сезон — центр Москвы вечером превращается в выставку красивых, отполированных ретроавтомобилей (чаще всего — от 30 до 70 лет от роду). Календарь автоклассических событий российской столицы по напряженности догнал и перегнал большинство европейских городов. Пока власти по всему миру борются с современными личными автомобилями, ретродвижение развивается и растет. Но, превратившись в настоящую индустрию, ретротема отчасти потеряла свой неформальный дух.

В принципе, именно этого хотели и добивались те, кто четверть века назад начинал развивать российское авторетродвижение. Выставки, ралли и другие мероприятия — как на Западе; культ, в том числе отечественных марок, настоящие реставрационные мастерские… Любители старых и старинных авто хотели выйти из гаражного «гетто», где все приходилось делать самостоятельно (и потому увлечение это было малодоступным для большинства).
Это сбылось: теперь владеть ретроавтомобилем в Москве ненамного сложнее, чем любой другой машиной не слишком распространенной марки. Но так же дорого, как владение автомашиной премиум-класса, а может быть, и дороже. Правда, остается и другой путь: можно делать все так, как будто девяностые все еще на дворе. Тогда обладание олд-, а особенно янгтаймером (машиной в возрасте соответственно свыше 50 и от 30 до 50 лет) обходилось достаточно дешево. Но заниматься ими было некогда. Такая вот дилемма.
Хуже всего то, что единое некогда движение «следопытов автомотостарины» (так назывался один из первых, еще советских ретроклубов в Москве) фактически разделилось на две не похожие друг на друга субкультуры. «Направо» — владельцы дорогих машин, обслуживающихся в специальных сервисах и ретроателье, с буржуазными по своему духу мероприятиями, «налево» — те, кто крутит гайки самостоятельно и свысока смотрит на «наездников». И мест, где те и другие могут встретиться и посмотреть друг на друга, с каждым годом все меньше.
«Волга» как точка отсчета
«Нулевой километр» российского авторетро — машины классической эпохи Горьковского автомобильного завода. А именно «Победа» и два первых поколения «Волги»: модель 21, выпускавшаяся с 1956 по 1970 год, и модель 24, производившаяся с 1968 по 1985 год. Эти машины в недалеком прошлом считались уделом немногочисленных энтузиастов (и еще, конечно, «дедов», владевших такими авто еще в те времена, когда они были новыми и престижными). Но потом все резко изменилось.
— Я ездил на старых «Волгах» каждый день, когда авторетро еще не было модно, — рассказывает сотрудник книжного издательства Дмитрий Игнашевич. — Это была не ностальгия, не какая-то субкультура — просто много автомобилей за очень небольшие деньги. При некотором везении в девяностых «Волгу» ГАЗ-21 — в отличном состоянии, из гаража, с одним владельцем — можно было купить за 200–300 долларов, а за 1000 (огромные деньги по тем временам) у тебя был хороший выбор. Просто многие боялись газовских машин и считали их несовременными, а я и такие, как я, нет: подобная машина была, например, у моего деда, когда я был маленький, и я точно знаю, что это было не страшно.
Сейчас ситуация совсем другая: за сохранную «Волгу» (нуждающуюся только в техобслуживании и, возможно, мелком кузовном ремонте) попросят от 300 тысяч рублей. Дешевле 300 — большое везение (и умение торговаться), а бывает и за миллион, и дороже. За такую цену уходят «капсулы времени»: с легкой руки одного из украинских авторетроблогеров так называются автомобили с минимальным пробегом, «как новые», иногда с сиденьями «в целлофане» и заводскими пломбами.
Злые языки, однако, говорят, что «капсулу времени» умельцы могут сделать из любого хорошо сохранившегося авто: скрутить одометр, положить тот самый целлофан, убрать царапинки и легкие потертости — и вот машина из просто хорошего экземпляра за полмиллиона превращается в раритет за вдвое-втрое большую цену. На что только, по Марксу, не пойдет предприниматель за 300% прибыли!
Дешевле «Волги» ретроавтомобили (в основном янгтаймеры, то есть не старше 50 лет) есть: это «Запорожцы», «Москвичи» и «Жигули», младшие братья по советскому автопрому. Но и тут хорошо сохранившийся автомобиль будет стоить дорого: никак не дешевле 300 тысяч рублей. А ценник на почти все ретроиномарки — наоборот, выше. Потому что это в Германии пока еще достаточно «Мерседесов» разных десятилетий выпуска в хорошем состоянии (как у нас «Волг»), а в Россию такой привезти — целая история. Не говоря о растаможке: чтобы получить российский ПТС (паспорт транспортного средства), придется заплатить порой сумму, превышающую стоимость машины.
Впрочем, старые и старинные авто почти любых марок по-прежнему можно купить дешево (за десятки, а не сотни тысяч рублей). «Нашел свою «ласточку» совершенно случайно: мониторил объявления о продаже «Москвичей», — говорит Роман, владелец «Рено-4» 1962 года выпуска. — Внезапно вместо «Москвича» в одном из объявлений оказалась красная «реношка» на французских номерах. Продавец, похоже, скрывался от внимания органов: машина была не растаможена. Собственно, я тоже не стал ее очищать, слишком дорого. На ход поставил своими руками, спасибо интернет-магазинам запчастей из Франции. Остаются некоторые недочеты по кузову, но бог с ними, я не хочу серьезно вкладываться в нелегализуемую машину. Катаюсь, мне весело».
Реставрация: каждому свое
Как было раньше? Купил машину в родной краске — привел в порядок, чтобы все узлы и агрегаты работали, — и катаешься в свое удовольствие. Кстати говоря, и ретромашины двадцать–тридцать лет назад для большинства их владельцев были единственным транспортом в семье. Сейчас — другое дело: авто для «гражданских» нужд почти у всех «ретроводов» имеется. А значит, есть резон поставить любимую ретроигрушку в гараж (или под навес) и неспешно доводить ее до блестящего во всех смыслах состояния. Чтобы на ретромероприятиях (о которых ниже) не ударить в грязь лицом рядом с профессионально отреставрированными автомобилями.
— Машины в родной краске, которые двадцать и пятнадцать лет назад берегли в изначальном виде, сейчас перекрашивают, — рассказывает Илья Б., мастер кузовных работ из ближнего Подмосковья. — В некоторых случаях заказчика удается отговорить: да у тебя же музейный экземпляр, сохранивший заводское покрытие в отличном состоянии! Но большинство таких клиентов сейчас отвечают: хочу машину как новую, чтобы блестела. И тут есть два пути: либо пользоваться аутентичными материалами, насколько это возможно, либо применять современные технологии. Первый из вариантов намного дороже и сложнее: старые эмали предусматривают горячую сушку в сушильной камере, более капризны при нанесении. Да и коррозионная стойкость обычно хуже.
Реставрацией старых машин в Москве занимаются несколько официальных — «с вывеской» — ателье и полтора-два десятка известных в кругах ретролюбителей мастеров. Кузовные работы — важный, но далеко не единственный и даже не самый трудоемкий элемент реставрации. Куда сложнее скомплектовать автомобиль соответственно его году выпуска: знатокам (которые и будут «судить» отреставрированное авто на фестивалях и ралли) известно, как в малейших деталях менялась комплектация машин по годам и даже месяцам.
Например: на «Волгах» ГАЗ-24 до 1971 года выпуска (это самые ранние машины, их было выпущено всего несколько тысяч) бампера прикручиваются к кузову не только спереди и сзади, но и по бокам, для этого служат специальные, видимые снаружи хромированные болты. Найти такой бампер трудно и дорого, к тому же чаще всего его придется отдавать «в перехром»: заводское покрытие обычно в печальном состоянии.
Или вот задача для «первоклассников» авторетродела: нужен ли 21-й «Волге» олень? Ответ: смотря какой — на первых двух сериях (1956–61 годы выпуска) олень ставился (кроме такси), на третьей (1962–70 гг.) — уже нет. Очень просто, казалось бы — но на множестве поздних машин олень присутствует. Почему? А потому что очень хочется. Ведь это, в конце концов, любимая игрушка за свои деньги, почему же нет!
Стоимость полной реставрации в мастерской уже несколько лет как перевалила за «психологическую отметку» в 1 миллион рублей. Сейчас, например, один из столичных коллекционеров продает восстановленный около 20 лет назад кабриолет «Москвич-400» (до нашего времени сохранились единицы). Реставрация сделана по высокому классу, хотят за машину 3,5 млн рублей — и, по словам знатоков рынка, цена оправданная. Потому что найти и восстановить такое авто будет не дешевле, но явно дольше, чем купить готовое.
Одновременно часто ретросообщество продолжает жить по-старому: осваивают сварочные аппараты и ручные методы покраски (а небольшая гниль — не помеха), все слесарные работы делают самолично, запчасти ищут на сайтах объявлений и по гаражам запасливых автомобилистов старшего поколения. Интересно, что часто такое упорство вознаграждается: мастеров, умеющих доводить дело до конца своими руками, ждут заказы от ретролюбителей, ищущих реставрационную мастерскую «без пафоса».
Выгул «железного коня»
Если есть машина — хочется ее показать товарищам по увлечению, да и на других посмотреть и пообщаться. В Москве все начиналось (если пропустить доисторический этап еще советских, нерегулярных слетов САМС и других ретросообществ) с тематических интернет-форумов, участники которых съезжались на более или менее регулярные тусовки. О, Москва без платных парковок и запретов остановки! Такие тусовки, конечно, были совершенно бесплатными (но, правда, и культурной программы особенно не имели). Одновременно запускались первые автофестивали — например, «Автоэкзотика» в Тушине (кончился Тушинский аэродром — кончился и фестиваль), «Олдтаймер-галерея» (эта сменила несколько площадок и довольно сильно эволюционировала, но живет по сей день).
При этом то, с чего мы начали рассказ — ретроралли и фестивали классических авто, которые заметны летом на улицах столицы, — мероприятия совсем другой категории. Участие в них стоит достаточно серьезных денег: так, чтобы поехать на ретроралли в Крым на майские праздники, нужно заплатить около 30 тысяч рублей с экипажа (причем в эту цену не входят гостиницы, добираться до Крыма также придется за свой счет). Многие московские мероприятия продают стартовые номера примерно за те же деньги.
— Когда мы организуем мероприятие, нам важно, чтобы людям было комфортно, чтобы они получили максимум удовольствия и не получили никаких проблем, — поясняет Иван Падерин, один из основателей клуба владельцев ГАЗ-21 и движения «Горький классик». — Собираемые с участников деньги идут на расходы, связанные с организацией, в том числе и на наше, организаторов, существование: делать мероприятия на профессиональном уровне — это работа, и она должна оплачиваться.
Такой подход для многих нынешних любителей ретро понятен и желанен: уже сейчас на многие ралли 2022 года стартовые номера полностью выкуплены (больше определенного количества участников не вмещают гостиницы, рестораны, площадки; а бывает, что и продолжительность колонны ограничена, а вследствие этого и число участников). Тем не менее дискуссии на форумах и в тематических чатах по поводу «коммерциализации» авторетро продолжаются с завидным жаром.
— В нас пропал дух авантюризма, как говорили в том фильме, — констатирует один из координаторов интернет-форума владельцев «Москвичей». — Если раньше ты выезжал на блестящей машине, и все понимали: ты смог своими руками ее восстановить или сохранить… то сейчас это означает только то, что у тебя есть деньги. С ретроралли еще хуже: многие участники, чтобы привезти призы, а не просто прокатиться и поужинать в ресторане, нанимают профессиональных штурманов — и призовое место, получается, стоит еще несколько десятков тысяч сверх официального взноса. Имеет ли это отношение к настоящему духу автостарины?
Негде руль приклонить
На родине авторетрокультуры — в Европе, откуда часто заимствуют лучшие практики отечественные энтузиасты, классовость в авторетро выражена не так сильно, как в России, — делу помогает то, что фестивали там крупнее и доступнее для участников. К тому же существуют не только автомобильные музеи, но и специальные клубы (в физической форме) — такие, как «Классик Ремиз» в Берлине, где можно и арендовать машино-место для хранения, и посмотреть на выставленные автомобили коллег, и воспользоваться услугами сервисных ателье.
В Москве такие более или менее демократические места не выживают. В 2020 году закрылся «народный» Музей индустриальной культуры в Кузьминках (администрации парка надоел неприглядный ангар, где музей существовал на птичьих правах, а новое здание построить оказалось неподъемно для энтузиастов). Сменил нескольких операторов комплекс на Рогожском Валу (участку угрожает застройка). Прямо сейчас идет разборка павильона музея АЗЛК в Текстильщиках — возможно, его восстановят в каком-то другом месте, но точной информации об этом нет.
Между тем в Европе ретродвижение столкнулось с новой угрозой: старые автомобили, как и новые, слишком неэкологичны и «неэтичны» для современной лево-экологической повестки. «Ретроавтомобильное комьюнити сложилось и живет, — рассказывает «МК» Леонид Поляков, журналист и активист ретродвижения из Германии. — Недавно, когда одним из кандидатов на пост министра транспорта был «зеленый», то есть противник моторного личного транспорта вообще, немецкие ретроводы опасались за Н-регистрацию (особый порядок регистрации классических авто, с послаблениями в экологических нормах), которая «зеленым» как бельмо на глазу. Впрочем, министр транспорта пока что оказался другой, так что угроза отдалилась».
В России же авторетрокультура — в отличие от маргинализируемой автомобильной культуры как таковой — пока на подъеме. И может быть, именно ее «буржуазное» крыло — то есть престижность владения ретромашинами — сможет помочь нашему ретродвижению в борьбе за существование. Ведь то, что дорого и престижно, — как правило, защищено от вымирания.
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ
Водитель задом наперед перевернул знак «Стоянка запрещена» и припарковался: какое наказание ему грозит? Движение по полосе для маршрутных транспортных средств: может ли штраф за одно нарушение достигать...... Подробнее
Водитель задом наперед перевернул знак «Стоянка запрещена» и припарковался: какое наказание ему грозит? Движение по полосе для маршрутных транспортных средств: может ли штраф за одно нарушение достигать...... Подробнее
Знаки, запрещающие остановку транспорта, в этом году начали устанавливать на въездах во дворы. Пока что это относится лишь к некоторым районам позднесоветской жилой застройки: автомобилистам не разрешают...... Подробнее
Знаки, запрещающие остановку транспорта, в этом году начали устанавливать на въездах во дворы. Пока что это относится лишь к некоторым районам позднесоветской жилой застройки: автомобилистам не разрешают...... Подробнее
Обладатели водительских удостоверений, срок действия которых истекает 1 января 2026 года и позже, скорее всего, не получат отсрочки на три года в продлении документов. Это следует из действующих постановлений...... Подробнее
Обладатели водительских удостоверений, срок действия которых истекает 1 января 2026 года и позже, скорее всего, не получат отсрочки на три года в продлении документов. Это следует из действующих постановлений...... Подробнее
СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО
На защиту стритрейсеров встали эксперты Российской общественной инициативы. Они предложили легализовать уличные гонки. По инициативе сейчас проводится голосование на портале РОИ. ...... Подробнее
На защиту стритрейсеров встали эксперты Российской общественной инициативы. Они предложили легализовать уличные гонки. По инициативе сейчас проводится голосование на портале РОИ. ...... Подробнее
Курс доллара вернулся к докризисным значениям, но ценники в автосалонах остаются космическими — с поставками-то все равно напряженка. Значит, многим, кто планировал, но не успел купить новый автомобиль,...... Подробнее
Курс доллара вернулся к докризисным значениям, но ценники в автосалонах остаются космическими — с поставками-то все равно напряженка. Значит, многим, кто планировал, но не успел купить новый автомобиль,...... Подробнее
Экономическая ситуация в России может привести к краху сформировавшегося в 2010-е годы рынка такси в мегаполисах и возвращении черных извозчиков - «бомбил». Об этом говорят представители отрасли, указывая...... Подробнее
Экономическая ситуация в России может привести к краху сформировавшегося в 2010-е годы рынка такси в мегаполисах и возвращении черных извозчиков - «бомбил». Об этом говорят представители отрасли, указывая...... Подробнее
Комментарии