Водители СССР поделились опытом езды в гололед без шипов - «Авто» » Политический Эксперт

Водители СССР поделились опытом езды в гололед без шипов - «Авто»

В ближайшую неделю в Москве весьма вероятен гололед на дорогах: по прогнозам Гидрометцентра со среды до субботы температура воздуха несколько раз в обе стороны перейдет через ноль. А это означает, что будет скользко: чтобы обработать реактивами и вычистить все столичные улицы с дворами, у коммунальщиков уйдет довольно много времени. В последние годы такие метеоусловия всякий раз оборачиваются «днем жестянщика»: в городе происходит масса ДТП, в том числе серьезных. А ведь было время, когда ездили без всякой зимней резины — и выживали. Профессиональные водители с советским стажем рассказали «МК» о своей школе зимней езды и дали советы нынешним автолюбителям.


Водители СССР поделились опытом езды в гололед без шипов - «Авто»

- Зимней резины, конечно же, не было, - рассказал корреспонденту «МК» бывший директор одного из московских таксопарков Виталий Клюев. - То есть в качестве экзотики что-то было, «Снежинки» и пара других моделей, но в наличии этой резины не было практически ни у кого. Таксопарки уж точно ее не закупали. Полагались на выучку, на умение ездить. А ездить мы действительно умели лучше других — гигантские пробеги по городу в любых погодных условиях и в любое время суток это прекрасная школа.



По словам Клюева, первое, чему учили водителей, ездивших зимой — это соблюдение скорости и дистанции. Никому не приходило в голову ездить, «как летом» - такая езда продолжалась бы до первого поворота. Тормозами практически не пользовались (тем более, что и расходники — тормозные колодки — были дефицитом), тормозили двигателем, включая пониженную передачу. Но, опять-таки, не слишком пониженную: на большой скорости низкая передача может сорвать машину в занос. Кстати, то, что сейчас называется «дрифтом», тогда в такси считалось грубым водительским браком — а ведь работали в этой отрасли сплошь заднеприводные «Волги».



- А вообще, конечно, всякое бывало, - вспомнил Виталий Клюев. - Некоторые лихие ребята и по льду ездили очень быстро. Если сильно надо. Например, пассажир опаздывает в аэропорт, дает 100 рублей — летишь! Риск, конечно. Но машин тогда не было в таком количестве на дорогах. Зимой вообще почти никто из частников не выезжал — стояли во дворах, как подснежники.



- Те, кто хотел, ездил, особенно это началось с появлением «Жигулей», - рассказал «МК» 82-летний Александр Пряхин, водящий автомобиль с начала 1960-х годов. - Просто это было трудно: до появления «Тосола» нужно было каждое утро идти к машине с ведром горячей воды, раскочегаривать, вечером сливать воду. Зимней резины действительно не было вообще. Просто ездили очень аккуратно: целая наука была, не передавить газ, чтобы не допустить буксования, не пережать тормоз. А зимняя обувь при этом была грубая, валенки с галошами — в такой вести машину очень непросто. Некоторые поэтому снимали валенки и внутри авто надевали ботинки. Но это было очень холодно, я разок попробовал и не стал так делать. А когда пошли «Жигули», у которых печка была — как говорили, «ташкент», эти проблемы кончились. Можно было, как сейчас, выйти из дома, завестись и поехать.



На заднеприводных (а других в стране не было до середины 1980-х годов) автомобилях зимой — сейчас такое вождение может называться экстремальным, и ему обучают на специальных курсах. Однако сорок-пятьдесят лет назад ничего подобного для гражданских водителей не существовало. «У меня был дружок по университету, Миша Майский, - вспоминает Александр Пряхин. - Он мне как-то раз звонит и говорит: приезжай в субботу, познакомлю с инструктором по вождению. Я ему: зачем мне, у меня стаж 15 лет! - Ты не понимаешь, просто поверь и приезжай, не пожалеешь!». Приезжаю, там Мишка и еще пара человек, и приезжает инструктор. Оказалось — тренер гаража особого назначения. Мы скинулись по 25 рублей за пять сеансов, и надо сказать — за месяц, в итоге, он нас совсем по-другому научил ездить зимой. Пару раз после этого мне эти уроки жизнь спасали: один раз на Валдае с горки вниз понесло, успел выровняться и отрулить от встречного грузовика, второй раз на снежной каше… Но это были уроки сугубо нелегальные».



Для обычных водителей печатались книги по технике вождению (которые обычно становились библиографическими редкостями) и обучающие статьи в автомобильных журналах (таких, как «За рулем» и «Безопасность движения»). Эти материалы пользовались бешеной популярностью у тех, кто увлекался динамичной ездой — то есть у истинных автолюбителей «с бензиновой душой». А вот профессионалы, по свидетельству Виталия Клюева, повышением квалификации занимались только если проходили спецподготовку для закрытых ведомственных гаражей. «Проблема была такая: как мы, таксисты, так и все остальные, например, водители автобусов и даже шофера колхозных грузовиков — все считали себя профессионалами, - вспоминает историк такси. - А ведь ездить некоторые вообще не умели, я прежде всего именно про трехтонки, пятитонки говорю. Иногда смотришь — шофер весь такой гордый, на легковушки смотрит свысока, а заехать по гололеду в горку — не умеет. На подъеме скис, а с той резиной в горку зимой не тронешься, одно решение — спускаться до конца и опять в разгон. И вид у парня уже бледный…».



Современный автомобильный поток, утверждают старые водители, по ощущению опаснее, чем был в советские времена. Хотя автомобили стали, конечно, намного надежнее и лучше управляются даже в гололед. Вот если бы еще нынешние водители ездили так же осторожно и с той же дистанцией, как раньше… Но это уж, конечно, просто мечтания.  

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

В ближайшую неделю в Москве весьма вероятен гололед на дорогах: по прогнозам Гидрометцентра со среды до субботы температура воздуха несколько раз в обе стороны перейдет через ноль. А это означает, что будет скользко: чтобы обработать реактивами и вычистить все столичные улицы с дворами, у коммунальщиков уйдет довольно много времени. В последние годы такие метеоусловия всякий раз оборачиваются «днем жестянщика»: в городе происходит масса ДТП, в том числе серьезных. А ведь было время, когда ездили без всякой зимней резины — и выживали. Профессиональные водители с советским стажем рассказали «МК» о своей школе зимней езды и дали советы нынешним автолюбителям. - Зимней резины, конечно же, не было, - рассказал корреспонденту «МК» бывший директор одного из московских таксопарков Виталий Клюев. - То есть в качестве экзотики что-то было, «Снежинки» и пара других моделей, но в наличии этой резины не было практически ни у кого. Таксопарки уж точно ее не закупали. Полагались на выучку, на умение ездить. А ездить мы действительно умели лучше других — гигантские пробеги по городу в любых погодных условиях и в любое время суток это прекрасная школа. По словам Клюева, первое, чему учили водителей, ездивших зимой — это соблюдение скорости и дистанции. Никому не приходило в голову ездить, «как летом» - такая езда продолжалась бы до первого поворота. Тормозами практически не пользовались (тем более, что и расходники — тормозные колодки — были дефицитом), тормозили двигателем, включая пониженную передачу. Но, опять-таки, не слишком пониженную: на большой скорости низкая передача может сорвать машину в занос. Кстати, то, что сейчас называется «дрифтом», тогда в такси считалось грубым водительским браком — а ведь работали в этой отрасли сплошь заднеприводные «Волги». - А вообще, конечно, всякое бывало, - вспомнил Виталий Клюев. - Некоторые лихие ребята и по льду ездили очень быстро. Если сильно надо. Например, пассажир опаздывает в аэропорт, дает 100 рублей — летишь! Риск, конечно. Но машин тогда не было в таком количестве на дорогах. Зимой вообще почти никто из частников не выезжал — стояли во дворах, как подснежники. - Те, кто хотел, ездил, особенно это началось с появлением «Жигулей», - рассказал «МК» 82-летний Александр Пряхин, водящий автомобиль с начала 1960-х годов. - Просто это было трудно: до появления «Тосола» нужно было каждое утро идти к машине с ведром горячей воды, раскочегаривать, вечером сливать воду. Зимней резины действительно не было вообще. Просто ездили очень аккуратно: целая наука была, не передавить газ, чтобы не допустить буксования, не пережать тормоз. А зимняя обувь при этом была грубая, валенки с галошами — в такой вести машину очень непросто. Некоторые поэтому снимали валенки и внутри авто надевали ботинки. Но это было очень холодно, я разок попробовал и не стал так делать. А когда пошли «Жигули», у которых печка была — как говорили, «ташкент», эти проблемы кончились. Можно было, как сейчас, выйти из дома, завестись и поехать. На заднеприводных (а других в стране не было до середины 1980-х годов) автомобилях зимой — сейчас такое вождение может называться экстремальным, и ему обучают на специальных курсах. Однако сорок-пятьдесят лет назад ничего подобного для гражданских водителей не существовало. «У меня был дружок по университету, Миша Майский, - вспоминает Александр Пряхин. - Он мне как-то раз звонит и говорит: приезжай в субботу, познакомлю с инструктором по вождению. Я ему: зачем мне, у меня стаж 15 лет! - Ты не понимаешь, просто поверь и приезжай, не пожалеешь!». Приезжаю, там Мишка и еще пара человек, и приезжает инструктор. Оказалось — тренер гаража особого назначения. Мы скинулись по 25 рублей за пять сеансов, и надо сказать — за месяц, в итоге, он нас совсем по-другому научил ездить зимой. Пару раз после этого мне эти уроки жизнь спасали: один раз на Валдае с горки вниз понесло, успел выровняться и отрулить от встречного грузовика, второй раз на снежной каше… Но это были уроки сугубо нелегальные». Для обычных водителей печатались книги по технике вождению (которые обычно становились библиографическими редкостями) и обучающие статьи в автомобильных журналах (таких, как «За рулем» и «Безопасность движения»). Эти материалы пользовались бешеной популярностью у тех, кто увлекался динамичной ездой — то есть у истинных автолюбителей «с бензиновой душой». А вот профессионалы, по свидетельству Виталия Клюева, повышением квалификации занимались только если проходили спецподготовку для закрытых ведомственных гаражей. «Проблема была такая: как мы, таксисты, так и все остальные, например, водители автобусов и даже шофера колхозных грузовиков — все считали себя профессионалами, - вспоминает историк такси. - А ведь ездить некоторые вообще не умели, я прежде всего именно про трехтонки, пятитонки говорю. Иногда смотришь — шофер весь такой гордый, на легковушки смотрит свысока, а заехать по гололеду в горку — не умеет. На подъеме скис, а с той резиной в горку зимой не тронешься, одно решение — спускаться до конца и опять в разгон. И вид у парня уже бледный…». Современный автомобильный поток, утверждают старые водители, по ощущению опаснее, чем был в советские времена. Хотя автомобили стали, конечно, намного надежнее и лучше управляются даже в гололед. Вот если бы еще нынешние водители ездили так же осторожно и с той же дистанцией, как раньше… Но это уж, конечно, просто мечтания.

Ключевые слова: новости, Авто

СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ

Автоэксперт объяснил, можно ли платить транспортный..

Водитель задом наперед перевернул знак «Стоянка запрещена» и припарковался: какое наказание ему грозит? Движение по полосе для маршрутных транспортных средств: может ли штраф за одно нарушение достигать...... Подробнее

Во дворах домов, построенных в 1980–1990-х, начали..

Знаки, запрещающие остановку транспорта, в этом году начали устанавливать на въездах во дворы. Пока что это относится лишь к некоторым районам позднесоветской жилой застройки: автомобилистам не разрешают...... Подробнее

Автопродление «прав» завершается в декабре: водителей..

Обладатели водительских удостоверений, срок действия которых истекает 1 января 2026 года и позже, скорее всего, не получат отсрочки на три года в продлении документов. Это следует из действующих постановлений...... Подробнее

Похожие новости

0

Комментарии

       

СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО

Эксперты РОИ встали на защиту стритрейсеров - «Авто»..

На защиту стритрейсеров встали эксперты Российской общественной инициативы. Они предложили легализовать уличные гонки. По инициативе сейчас проводится голосование на портале РОИ. ...... Подробнее

Эксперты рассказали, как избежать обмана при покупке..

Курс доллара вернулся к докризисным значениям, но ценники в автосалонах остаются космическими — с поставками-то все равно напряженка. Значит, многим, кто планировал, но не успел купить новый автомобиль,...... Подробнее

Эксперты оценили вероятность кризиса рынка такси и..

Экономическая ситуация в России может привести к краху сформировавшегося в 2010-е годы рынка такси в мегаполисах и возвращении черных извозчиков - «бомбил». Об этом говорят представители отрасли, указывая...... Подробнее