Состоялась мировая премьера «Рождественского поста» Сергея Ахунова - «Культура» » Политический Эксперт

Состоялась мировая премьера «Рождественского поста» Сергея Ахунова - «Культура»

Публика в этот вечер заходила в зал «Зарядье» под стук метронома. Каждый, кому небезразлична история России, легко прочитает этот символ – Ленинградская блокада. Мерный стук постоянно звучал из полутора тысяч репродукторов, установленных в осажденном городе. И это означало, что Ленинград не сдался. Симфония Сергея Ахунова «Рождественский пост» посвящена трагической и одновременно героической странице нашей истории. Впервые после Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича появилось выдающееся музыкальное произведение, которое с невероятной эмоциональной силой, глубинными смыслами, масштабом воплощения и недюжинным композиторским талантом постигает тему блокадного Ленинграда, как тему жизни и смерти, веры и жертвы, подвига и надежды, поднимая ее на космическую высоту.


Состоялась мировая премьера «Рождественского поста» Сергея Ахунова - «Культура»

Фото предоставлены пресс-службой зала «Зарядье»

На сцене «Зарядья» - большой симфонический оркестр (состав Musica Viva под руководством Александра Рудина был значительно расширен), за пультом - маэстро Валентин Урюпин, Московский государственный академический камерный хор (художественный руководитель Тимофей Гольберг), ансамбль Ex Libris, Новый русский квартет, бас Владимир Байков, четыре чтеца - Надежда Маркина, Татьяна Бондаренко, Сергей Шнырев и соавтор «Рождественского поста» поэт Сергей Завьялов. Гигантский экран-задник транслирует видеоизображение – затуманенный, застывший, черно-белый силуэт Ленинграда, без его узнаваемых архитектурных символов – лишь коробки домов с дворами-колодцами (видео Михаила Суротдинова).



28 ноября по новому стилю начинается Рождественский пост. «Сегодня - сообщает чтец, - а также в воскресенье, вторник и четверг - разрешается рыба. В понедельник – горячая пища без масла. В среду и пятницу – сухоядение»…. Голоса сменяют друг друга: карточка на ноябрь месяц. Купон на крупу – 25 граммов, купон на жиры 10 граммов, карточка на хлеб – 25 граммов… Температура воздуха в Ленинграде – минус 12-14 градусов… 6 декабря 1941 года войска нашего Западного фронта, измотав противника…. Алиментарная дистрофия неосложненной формы с отеками и без отеков… А еще в другой раз у меня будет такой специальный шкаф, в одном месте манная крупа, в другом месте перловая крупа… Лешу-то я не похоронила… А еще в другой раз у меня будет так все сделано, что папа не умрет…



Текст Сергея Завьялова - сам по себе содержит мощный объем смыслов и ассоциаций. Как будто огромный город заговорил разноголосицей - чьи-то жизни, чьи-то смерти… И все - имеют значение: «я сказал, он сказал, они сказали...»



Голоса фантастическим образом проникают внутрь партитуры – не тонут в ней, но и не доминируют. Они интегрируются в музыкальную ткань и становятся такими же участниками, как любой другой инструмент оркестра или голос хора. Более того, и тексты, и видео при всей их, казалось бы, конкретности, каким-то волшебным образом воспринимаются не буквально, не прямолинейно, в них обнаруживаются смыслы, выходящие за рамки этой истории, обретающей черты библейского пророчества. Секрет этого волшебства – в музыке, проникнутой искренним чувством, которое нельзя подменить никакими композиторскими техниками. Сергей Ахунов, конечно, владеет ими в совершенстве, но не в этом его магия. Опираясь, казалось бы на традиционные, базовые, интонационно узнаваемые языковые стандарты, он не только не стандартен, но абсолютно не вторичен. И если в драматических эпизодах мы слышим некий «градус», свойственный музыке Шостаковича, то это не более, чем градус – музыка Ахунова самостоятельна и оригинальна. Неожиданный эпизод с использованием фрагмента советского немого фильма «Третья Мещанская» 1927 года: полет спортивного самолета с восторженной влюбленной парой на борту. Знатоки вспомнят: фильм Абрама Роома рассказывает, на самом деле, не о паре, а о нетрадиционном любовном трио (прототипом послужили Брики и Маяковский). Этот «легкомысленный» видеофрагмент сопровождается прекрасным танго в исполнении струнного квартета. И нет в этом танго ни пародийности, как, скажем, бывало у Шнитке, ни постмодернисткого стеба. Это просто красивейшее танго – которое хочется слушать и плакать о невосполнимой потере наивного человеческого счастья.



Форма симфонии стройна и логична, и в то же время не схематична - в драматургии даже ощущается нечто импровизационное, настолько естественно она выстроена. Соло баса (тончайшая вокальная и актерская работа Владимира Байкова), чередуется с хоровыми и оркестровыми эпизодами, необычайную краску вносят православные духовные распевы - то одноголосные, то как бы расщепляющиеся на секунды. Ближе к финалу звучит оркестровая тема с мелодией такого уровня, что сложно поверить в ее появление в «немелодичном» XXI веке. Надо признать: в зале плакали. Да и на сцене не все исполнители могли сдержать слезы. Но композитор завершает свой «Рождественский пост» в ином ключе - отнюдь не сентиментальной молитвой, обращением к Богу.



После того, как отзвучал последний аккорд, воцарилась пауза. Залу нужно было время, чтобы перевести дыхание, осознавая силу этого художественного высказывания. Которое кроме всего прочего доказало: современная академическая музыка способна к созданию трагических образов, оставаясь на территории прекрасного.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Публика в этот вечер заходила в зал «Зарядье» под стук метронома. Каждый, кому небезразлична история России, легко прочитает этот символ – Ленинградская блокада. Мерный стук постоянно звучал из полутора тысяч репродукторов, установленных в осажденном городе. И это означало, что Ленинград не сдался. Симфония Сергея Ахунова «Рождественский пост» посвящена трагической и одновременно героической странице нашей истории. Впервые после Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича появилось выдающееся музыкальное произведение, которое с невероятной эмоциональной силой, глубинными смыслами, масштабом воплощения и недюжинным композиторским талантом постигает тему блокадного Ленинграда, как тему жизни и смерти, веры и жертвы, подвига и надежды, поднимая ее на космическую высоту. Фото предоставлены пресс-службой зала «Зарядье» На сцене «Зарядья» - большой симфонический оркестр (состав Musica Viva под руководством Александра Рудина был значительно расширен), за пультом - маэстро Валентин Урюпин, Московский государственный академический камерный хор (художественный руководитель Тимофей Гольберг), ансамбль Ex Libris, Новый русский квартет, бас Владимир Байков, четыре чтеца - Надежда Маркина, Татьяна Бондаренко, Сергей Шнырев и соавтор «Рождественского поста» поэт Сергей Завьялов. Гигантский экран-задник транслирует видеоизображение – затуманенный, застывший, черно-белый силуэт Ленинграда, без его узнаваемых архитектурных символов – лишь коробки домов с дворами-колодцами (видео Михаила Суротдинова). 28 ноября по новому стилю начинается Рождественский пост. «Сегодня - сообщает чтец, - а также в воскресенье, вторник и четверг - разрешается рыба. В понедельник – горячая пища без масла. В среду и пятницу – сухоядение»…. Голоса сменяют друг друга: карточка на ноябрь месяц. Купон на крупу – 25 граммов, купон на жиры 10 граммов, карточка на хлеб – 25 граммов… Температура воздуха в Ленинграде – минус 12-14 градусов… 6 декабря 1941 года войска нашего Западного фронта, измотав противника…. Алиментарная дистрофия неосложненной формы с отеками и без отеков… А еще в другой раз у меня будет такой специальный шкаф, в одном месте манная крупа, в другом месте перловая крупа… Лешу-то я не похоронила… А еще в другой раз у меня будет так все сделано, что папа не умрет… Текст Сергея Завьялова - сам по себе содержит мощный объем смыслов и ассоциаций. Как будто огромный город заговорил разноголосицей - чьи-то жизни, чьи-то смерти… И все - имеют значение: «я сказал, он сказал, они сказали.» Голоса фантастическим образом проникают внутрь партитуры – не тонут в ней, но и не доминируют. Они интегрируются в музыкальную ткань и становятся такими же участниками, как любой другой инструмент оркестра или голос хора. Более того, и тексты, и видео при всей их, казалось бы, конкретности, каким-то волшебным образом воспринимаются не буквально, не прямолинейно, в них обнаруживаются смыслы, выходящие за рамки этой истории, обретающей черты библейского пророчества. Секрет этого волшебства – в музыке, проникнутой искренним чувством, которое нельзя подменить никакими композиторскими техниками. Сергей Ахунов, конечно, владеет ими в совершенстве, но не в этом его магия. Опираясь, казалось бы на традиционные, базовые, интонационно узнаваемые языковые стандарты, он не только не стандартен, но абсолютно не вторичен. И если в драматических эпизодах мы слышим некий «градус», свойственный музыке Шостаковича, то это не более, чем градус – музыка Ахунова самостоятельна и оригинальна. Неожиданный эпизод с использованием фрагмента советского немого фильма «Третья Мещанская» 1927 года: полет спортивного самолета с восторженной влюбленной парой на борту. Знатоки вспомнят: фильм Абрама Роома рассказывает, на самом деле, не о паре, а о нетрадиционном любовном трио (прототипом послужили Брики и Маяковский). Этот «легкомысленный» видеофрагмент сопровождается прекрасным танго в исполнении струнного квартета. И нет в этом танго ни пародийности, как, скажем, бывало у Шнитке, ни постмодернисткого стеба. Это просто красивейшее танго – которое хочется слушать и плакать о невосполнимой потере наивного человеческого счастья. Форма симфонии стройна и логична, и в то же время не схематична - в драматургии даже ощущается нечто импровизационное, настолько естественно она выстроена. Соло баса (тончайшая вокальная и актерская работа Владимира Байкова), чередуется с хоровыми и оркестровыми эпизодами, необычайную краску вносят православные духовные распевы - то одноголосные, то как бы расщепляющиеся на секунды. Ближе к финалу звучит оркестровая тема с мелодией такого уровня, что сложно поверить в ее появление в «немелодичном» XXI веке. Надо признать: в зале плакали. Да и на сцене не все исполнители могли сдержать слезы. Но композитор завершает свой «Рождественский пост» в ином ключе - отнюдь не сентиментальной молитвой, обращением к Богу. После того, как отзвучал последний аккорд, воцарилась пауза. Залу нужно было время, чтобы перевести дыхание, осознавая силу этого художественного высказывания. Которое кроме всего прочего доказало: современная академическая музыка способна к созданию трагических образов, оставаясь на территории прекрасного.

Ключевые слова: новости, Культура

СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ

Эксперт объяснил, почему маска Высоцкого не ушла с..

Эксперт по аукционным делам Михаил Давыдов ответил на вопрос, почему не получилось продать бронзовую посмертную маску Владимира Высоцкого. Ценителей таланта легендарного артиста искали не в том месте. ...... Подробнее

В Музее Победы презентовали картину о джаз-оркестре на..

Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее

Герои документальных фильмов пребывают в состоянии..

В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее

Похожие новости

0

Комментарии

       

СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО

Юркисс снимает новый клип - «Культура - видео»..

Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее

Юрий Поляков сравнил смену руководства МХАТа с..

12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее

Юрий Дудь может сняться в кино про летчиков -..

Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее