Кто главнее: повелители мух или гении - «Культура» » Политический Эксперт

Кто главнее: повелители мух или гении - «Культура»

Сталинская конституция, брежневская или написанная под Ельцина… Все во мне противится утилитарному подходу. Но, по-видимому, он есть единственно правильный оценочный критерий.


Кто главнее: повелители мух или гении - «Культура»

Алексей Меринов. Свежие картинки в нашем инстаграм

Ода утилитарности



Английская художница Дженни Савиль говорит: «Сила живописи в том, что она бесполезна». Вероятно, имеется в виду: украшенное рисунком полотно не способно ни на что повлиять. Хотя это не совсем так, мы знаем: изображению Богоматери с Младенцем принято поклоняться (молитва сама по себе преображает человека и окружающую реальность), а открытию второго фронта Второй мировой предшествовала (и способствовала?) привезенная на переговоры Сталина с лидерами антигитлеровской коалиции выставка картин советских живописцев, изобразивших милитаристские ужасы.



Речь не о глобальном или узкопрактическом подходе к искусству, не о том, что без картин можно обойтись (и сколькие обитатели планеты благополучно обходятся), а об утилитаризме как извлечении удовольствия из созерцания гармонично построенной композиции, цветовой гаммы, казалось бы, не ассоциирующегося напрямую с нашей жизнью изображения, из скрытого подтекста, удивительным образом улавливающего наше родственное к нему отношение.



Владимир Набоков выступал горячим противником отягощения литературы какими-либо воспитательными и идеологическими функциями, примером собственного творчества доказывал: единственная задача словесности (кисти и резца) — завоевать, завербовать, привлечь, поразить приверженца эстетическим вывертом, интеллектуальным гурманством. Однако, разве не политизированной агитацией пронизан его «Дар», развенчивающий Н.Г.Чернышевского? То есть опять: расчетливый утилитаризм (не меркантилизм!) движет помыслами и подспудно диктует свою волю и авторам, и воспринимателям.



К формуле Дженни Савиль, которой открыл эти заметки, присовокуплю: живопись бесполезна, как сны. Какой в них материальный прок? Но без сна (и фантасмагорических видений наяву, скажем, Сальвадора Дали) жизнь неполноценна. А то и обречена на болезни и быстрое истаивание. Сон–живопись–литература — загадочное топливо, без которого бытие хиреет.



Утилитарна ли демократия?



Справедлив вопрос: утилитарна ли демократия — в широком нынешнем, а не древне-греческом понимании термина; оправдан ли, например (мелкий пример, абстрагирующийся от эмоций), снос Киноцентра на Пресне, фасад которого с нанесенным на него ромбовидным, отчасти клоунским узором уже доставлял радость? Уничтожение этой не то чтобы архитектурной жемчужины, не то чтобы памятника культуры (хотя в определенном смысле так и было) стало свидетельством бесправия и бессилия тех, кто хотел отстоять, сохранить, сберечь дорогие сердцу флюиды и кирпичики. Восторжествовал, вос-превалировал мотив, опять-таки утилитарный: участок (и площадка, где крутят сновиденческие фильмы-миражи) центровой, денежноизвлекательный, прибыльприносящий, а коли так — надо интенсифицировать дивиденды. Не за счет же попкорна, авторского кино или блокбастеров это делать! Перед столь весомым аргументом отступает бесполезное любование ромбиками.



Справедливая предпосылка для уничтожения?



В глубине души знаем: не очень. И даже совсем не… Но мы ведь подготовлены к такому повороту, причем подготовлены литературно, театрально, едва ли не с пеленок: вишневый сад подлежит вырубке (а Лосиный Остров вытаптыванию; жаль в придачу и Химкинский лес), а коттеджи будут построены, трассы проложены, киты и касатки убиты или замкнуты в водной тюрьме для продажи в океанариумы. Особая изощренность, если половые члены пускающих фонтаны гигантов украсят салоны элитных яхт (конкретно миллионера Онассиса, сделавшего свои миллионы, развеянные впоследствии потомками, — читай Теодора Драйзера, — в том числе на истреблении взрослых китов и китят; еще одна пикантность — этими уничтожительными китобойными экспедициями руководил нанятый Онассисом бывший гитлеровский пускатель человеческой крови). Если (временно) запрещено убивать людей, сгодятся животные.



Монетизирующие любой шанс



Разгадка тоталитаризма и утилитаризма — в противопоставлении и сопоставлении любующихся фасадами и не любующихся ничем, читающих и не читающих, умеющих извлечь урок из прочитанного и не умеющих извлекать уроки. Одни понимают, кожей чувствуют уникальность каждого деревца, каждого заката и рассвета, каждого дорогого душе воспоминания — исторического здания, имеющего помимо коммерческой или, скажем так, градообразующей ценности еще и духовную; другие — бездумно и оголтело монетизируют любой шанс и миг, взвешивают на весах выгоды любой повод. Выбор делается не в пользу вечного, а в угоду сиюминутному. Вот и остаемся голыми на сквозняках эпох.



Обаяние зла



Детям (и взрослым, которые умеют скрывать свои тайные склонности) нравятся отрицательные персонажи: они ярче, эффектнее, колоритнее гладеньких, причесанных положительных и являют собою воплощенное торжество затаенных мечтаний о запретных плодах, которые хочется сорвать и надкусить.  



О непростых взаимоотношениях усатого вождя народов и автора романа «Мастер и Маргарита» изданы мегатонны исследований. Меня занимает неожиданный ракурс этой темы: если бы людям, всему населению планеты предоставили выбрать жизненный путь — Сталина или Булгакова, — чей пример они бы предпочли, какую биографию с большей охотой к себе и на себя примерили? Подозреваю, 99% захотели бы непререкаемой власти, понукания миллионами рабов, громких превозношений. Валтасаровых пиров. И плевать на миллионы жертв. А как без них? Посмертное незабвение и вовсе несопоставимо: жалкое положение писателишки, просителя, выклянчивающего, молящего вождя о снисхождении, — и положение всемогущего тирана. Бесконтрольная вседозволенность похлеще, чем мучительный поиск эстетического и социального совершенства.



Повелители мух



Маленький человек и мелкий человек — речевые и смысловые синонимы или идентичные понятия? Акакий Акакиевич — маленький или мелкий? Чичиков — мелкий? Или он мелкий бес? Коробочка — мелкая? Или с двойным дном? Хлестаков — мелкий? Или будет покрупнее городничего?



Мелкие и маленькие никому не интересны? С их записками сумасшедшего и шинелишками? Еще как захватывают такие повествования!



Крупный — тот, кто правит, повелевает миром? Сталин, Гитлер? То есть непременно злодей? Промежуточного, мелко-крупного, усредненного калибра нет? Мог ли жалкий Акакий Акакиевич стать Сталиным? Гитлером? А Раскольников — Наполеоном?



Образ Наполеона почему не удался Льву Толстому? Граф-литератор недотянул до мыслительного масштаба покорителя Европы? Почему Платон Каратаев занимал создателя романа-эпопеи больше?



Сталину и его приспешникам не давали покоя мелкие (сравнительно с амбициями коронованных кремлевских паханов), непонятно чему себя посвятившие гении. Маниакально надо было растоптать и растереть в порошок Булгакова, Платонова, Ахматову, Зощенко, надо было уничтожить Цветаеву и Мандельштама… И еще скольких! Повелители мух улавливали значимость подлинных властителей дум и создателей неполитических миражей и боролись с ними доступными их разумению методами.



Приспособленец



Даже классический приспособленец к режиму Валентин Катаев, на все лады воспевавший революционную романтику и сталинские головокружительные свершения, вынашивал в душе крамолу и разразился-таки (под конец своей долгой жизни) обличающим большевистский террор романом «Уже написан Вертер». Урвав у режима, которому угождал, все мыслимые блага, под занавес судьбы разоткровенничался. Наотмашь сказал о вождях: «Будьте вы все прокляты!». Это ли не приговор любой грубой попирающей силе — на века?



О чем свидетельствует пример столь долгой и все же отринутой мимикрии? О том, что старость безбоязненна? О том, что молодые годы надо посвящать удовольствиям, невзирая на совесть? Или о том, что надо блюсти совет булгаковского Мастера — ни о чем не просить злодеев? Именно Мастер заповедал эту сакральность, сам Михаил Булгаков еще как (вынужденно) просил, угождал и, вероятно, невообразимо страдал из-за этого. Поэтому и наделил идеального, не замаранного компромиссами персонажа своей болью и несостоявшейся житейской твердостью (а литературной воли ему еще как доставало)!



Мне скучно, бес…



«Художник не может не быть в оппозиции к власти». Расхожее утверждение. Но Достоевский и Гоголь — не были оппозиционерами. Иван Гончаров и вовсе служил цензором, а Салтыков-Щедрин — градоначальником. В оппозиции к действительности — их тексты, их неприятие того, что творится вокруг (и частью чего они, к своему ужасу или к своей вящей радости, являются). Темные и светлые стороны наличествуют в каждом, это с пугающей достоверностью запечатлел в «Черном человеке» Есенин. Из аналогичной когорты сумрачной и жуткая галерея помещиков во главе с Чичиковым, обитатели города Глупова, Свидригайловы и бесы Верховенские — но ведь не стали Верховенскими ни Гоголь, ни Щедрин, ни Достоевский. Значит, речь о безошибочном внутреннем векторе раздираемой противоречиями и конфликтами личности. Она бунтует против собственного несовершенства.





Андрей Яхонтов


Заголовок в газете: Кто главнее: повелители мух или гении?
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28319 от 24 июля 2020
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Сталинская конституция, брежневская или написанная под Ельцина… Все во мне противится утилитарному подходу. Но, по-видимому, он есть единственно правильный оценочный критерий. Алексей Меринов. Свежие картинки в нашем инстаграм Ода утилитарности Английская художница Дженни Савиль говорит: «Сила живописи в том, что она бесполезна». Вероятно, имеется в виду: украшенное рисунком полотно не способно ни на что повлиять. Хотя это не совсем так, мы знаем: изображению Богоматери с Младенцем принято поклоняться (молитва сама по себе преображает человека и окружающую реальность), а открытию второго фронта Второй мировой предшествовала (и способствовала?) привезенная на переговоры Сталина с лидерами антигитлеровской коалиции выставка картин советских живописцев, изобразивших милитаристские ужасы. Речь не о глобальном или узкопрактическом подходе к искусству, не о том, что без картин можно обойтись (и сколькие обитатели планеты благополучно обходятся), а об утилитаризме как извлечении удовольствия из созерцания гармонично построенной композиции, цветовой гаммы, казалось бы, не ассоциирующегося напрямую с нашей жизнью изображения, из скрытого подтекста, удивительным образом улавливающего наше родственное к нему отношение. Владимир Набоков выступал горячим противником отягощения литературы какими-либо воспитательными и идеологическими функциями, примером собственного творчества доказывал: единственная задача словесности (кисти и резца) — завоевать, завербовать, привлечь, поразить приверженца эстетическим вывертом, интеллектуальным гурманством. Однако, разве не политизированной агитацией пронизан его «Дар», развенчивающий Н.Г.Чернышевского? То есть опять: расчетливый утилитаризм (не меркантилизм!) движет помыслами и подспудно диктует свою волю и авторам, и воспринимателям. К формуле Дженни Савиль, которой открыл эти заметки, присовокуплю: живопись бесполезна, как сны. Какой в них материальный прок? Но без сна (и фантасмагорических видений наяву, скажем, Сальвадора Дали) жизнь неполноценна. А то и обречена на болезни и быстрое истаивание. Сон–живопись–литература — загадочное топливо, без которого бытие хиреет. Утилитарна ли демократия? Справедлив вопрос: утилитарна ли демократия — в широком нынешнем, а не древне-греческом понимании термина; оправдан ли, например (мелкий пример, абстрагирующийся от эмоций), снос Киноцентра на Пресне, фасад которого с нанесенным на него ромбовидным, отчасти клоунским узором уже доставлял радость? Уничтожение этой не то чтобы архитектурной жемчужины, не то чтобы памятника культуры (хотя в определенном смысле так и было) стало свидетельством бесправия и бессилия тех, кто хотел отстоять, сохранить, сберечь дорогие сердцу флюиды и кирпичики. Восторжествовал, вос-превалировал мотив, опять-таки утилитарный: участок (и площадка, где крутят сновиденческие фильмы-миражи) центровой, денежноизвлекательный, прибыльприносящий, а коли так — надо интенсифицировать дивиденды. Не за счет же попкорна, авторского кино или блокбастеров это делать! Перед столь весомым аргументом отступает бесполезное любование ромбиками. Справедливая предпосылка для уничтожения? В глубине души знаем: не очень. И даже совсем не… Но мы ведь подготовлены к такому повороту, причем подготовлены литературно, театрально, едва ли не с пеленок: вишневый сад подлежит вырубке (а Лосиный Остров вытаптыванию; жаль в придачу и Химкинский лес), а коттеджи будут построены, трассы проложены, киты и касатки убиты или замкнуты в водной тюрьме для продажи в океанариумы. Особая изощренность, если половые члены пускающих фонтаны гигантов украсят салоны элитных яхт (конкретно миллионера Онассиса, сделавшего свои миллионы, развеянные впоследствии потомками, — читай Теодора Драйзера, — в том числе на истреблении взрослых китов и китят; еще одна пикантность — этими уничтожительными китобойными экспедициями руководил нанятый Онассисом бывший гитлеровский пускатель человеческой крови). Если (временно) запрещено убивать людей, сгодятся животные. Монетизирующие любой шанс Разгадка тоталитаризма и утилитаризма — в противопоставлении и сопоставлении любующихся фасадами и не любующихся ничем, читающих и не читающих, умеющих извлечь урок из прочитанного и не умеющих извлекать уроки. Одни понимают, кожей чувствуют уникальность каждого деревца, каждого заката и рассвета, каждого дорогого душе воспоминания — исторического здания, имеющего помимо коммерческой или, скажем так, градообразующей ценности еще и духовную; другие — бездумно и оголтело монетизируют любой шанс и миг, взвешивают на весах выгоды любой повод. Выбор делается не в пользу вечного, а в угоду сиюминутному. Вот и остаемся голыми на сквозняках эпох. Обаяние зла Детям (и взрослым, которые умеют скрывать свои тайные склонности) нравятся отрицательные персонажи: они ярче, эффектнее, колоритнее гладеньких, причесанных положительных и являют собою воплощенное торжество затаенных мечтаний о запретных плодах, которые хочется сорвать и надкусить. О непростых взаимоотношениях усатого вождя народов и автора романа «Мастер и Маргарита» изданы мегатонны исследований. Меня занимает неожиданный ракурс этой темы: если бы людям, всему населению планеты предоставили выбрать жизненный путь — Сталина или Булгакова, — чей пример они бы предпочли, какую биографию с большей охотой к себе и на себя примерили? Подозреваю, 99% захотели бы непререкаемой власти, понукания миллионами рабов, громких превозношений. Валтасаровых пиров. И плевать на миллионы жертв. А как без них? Посмертное незабвение и вовсе несопоставимо: жалкое положение писателишки, просителя, выклянчивающего, молящего вождя о снисхождении, — и положение всемогущего тирана. Бесконтрольная вседозволенность похлеще, чем мучительный поиск эстетического и социального совершенства. Повелители мух Маленький человек и мелкий человек — речевые и смысловые синонимы или идентичные понятия? Акакий Акакиевич — маленький или мелкий? Чичиков — мелкий? Или он мелкий бес? Коробочка — мелкая? Или с двойным дном? Хлестаков — мелкий? Или будет покрупнее городничего? Мелкие и маленькие никому не интересны? С их записками сумасшедшего и шинелишками? Еще как захватывают такие повествования! Крупный — тот, кто правит, повелевает миром? Сталин, Гитлер? То есть непременно злодей? Промежуточного, мелко-крупного, усредненного калибра нет? Мог ли жалкий Акакий Акакиевич стать Сталиным? Гитлером? А Раскольников — Наполеоном? Образ Наполеона почему не удался Льву Толстому? Граф-литератор недотянул до мыслительного масштаба покорителя Европы? Почему Платон Каратаев занимал создателя романа-эпопеи больше? Сталину и его приспешникам не давали покоя мелкие (сравнительно с амбициями коронованных кремлевских паханов), непонятно чему себя посвятившие гении. Маниакально надо было растоптать и растереть в порошок Булгакова, Платонова, Ахматову, Зощенко, надо было уничтожить Цветаеву и Мандельштама… И еще скольких! Повелители мух улавливали значимость подлинных властителей дум и создателей неполитических миражей и боролись с ними доступными их разумению методами. Приспособленец Даже классический приспособленец к режиму Валентин Катаев, на все лады воспевавший революционную романтику и сталинские головокружительные свершения, вынашивал в душе крамолу и разразился-таки (под конец своей долгой жизни) обличающим большевистский террор романом «Уже написан Вертер». Урвав у режима, которому угождал, все мыслимые блага, под занавес судьбы разоткровенничался. Наотмашь сказал о вождях: «Будьте вы все прокляты!». Это ли не приговор любой грубой попирающей силе — на века? О чем свидетельствует пример столь долгой и все же отринутой мимикрии? О том, что старость безбоязненна? О том, что молодые годы надо посвящать удовольствиям, невзирая на совесть? Или о том, что надо блюсти совет булгаковского Мастера — ни о чем не просить злодеев? Именно Мастер заповедал эту сакральность, сам Михаил Булгаков еще как (вынужденно) просил, угождал и, вероятно, невообразимо страдал из-за этого. Поэтому и наделил идеального, не замаранного компромиссами персонажа своей болью и несостоявшейся житейской твердостью (а литературной воли ему еще как доставало)! Мне скучно, бес… «Художник не может не быть в оппозиции к власти». Расхожее утверждение. Но Достоевский и Гоголь — не были оппозиционерами. Иван Гончаров и вовсе служил цензором, а Салтыков-Щедрин — градоначальником. В оппозиции к действительности — их тексты, их неприятие того, что творится вокруг (и частью чего они, к своему ужасу или к своей вящей радости, являются). Темные и светлые стороны наличествуют в каждом, это с пугающей достоверностью запечатлел в «Черном человеке» Есенин. Из аналогичной когорты сумрачной и жуткая галерея помещиков во главе с Чичиковым, обитатели города Глупова, Свидригайловы и бесы Верховенские — но ведь не стали Верховенскими ни Гоголь, ни Щедрин, ни Достоевский. Значит, речь о безошибочном внутреннем векторе раздираемой противоречиями и конфликтами личности. Она бунтует против собственного несовершенства. Андрей Яхонтов Заголовок в газете: Кто главнее: повелители мух или гении? Опубликован в газете

Ключевые слова: новости Культура

СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ

Эксперт объяснил, почему маска Высоцкого не ушла с..

Эксперт по аукционным делам Михаил Давыдов ответил на вопрос, почему не получилось продать бронзовую посмертную маску Владимира Высоцкого. Ценителей таланта легендарного артиста искали не в том месте. ...... Подробнее

В Музее Победы презентовали картину о джаз-оркестре на..

Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее

Герои документальных фильмов пребывают в состоянии..

В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее

Похожие новости

0

Комментарии

       

СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО

Юркисс снимает новый клип - «Культура - видео»..

Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее

Юрий Поляков сравнил смену руководства МХАТа с..

12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее

Юрий Дудь может сняться в кино про летчиков -..

Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее