На выставке Сальвадора Дали в Манеже оказалось мало "раскрученных" работ - «Культура» » Политический Эксперт

На выставке Сальвадора Дали в Манеже оказалось мало "раскрученных" работ - «Культура»

На выставку «Сальвадор Дали. Магическое искусство» в «Манеж» выстроились очереди. Понятное дело — идут на имя. Имя художника, которое манит своей загадочностью, столь близкой русской душе. Чарует родством с Россией, ведь без русской жены Галы (Елены Дьяконовой) не было бы и того Дали, который покорил мир и до сих пор остается одним из самых эпатажных и оригинальных художников ХХ века. Идут на бренд, который не найти ни в одном отечественном музее. И что находят зрители в «Манеже» — каким здесь явлен великий и ужасный Дали?


На выставке Сальвадора Дали в Манеже оказалось мало "раскрученных" работ - «Культура»

фото: Мария Москвичева

Если вы ожидаете найти здесь самые раскрученные, масштабные и хрестоматийные работы Сальвадора Дали, то сразу предупредим — их в «Манеже» не так уж много. Из 180 представленных больше половины (точнее, 102) — иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, созданные к 700-летию итальянского поэта. Дали начал работу над ними в 1950 году, когда отрекся от атеизма и провозгласил себя «религиозным мистиком». Через два года работа была закончена, а еще через два — в 1954 году — вызвала большой скандал. Цикл выставили в римском палаццо Паллавичини-Роспильози: критики заклеймили его как «порнографию, созданную за государственный счет». Впрочем, позже, в 1960-м, иллюстрации все же опубликовали, но уже в Париже (при содействии французского издателя Жозефа Форе). Альбом был выпущен ограниченным тиражом. Рисунки печатали в сложной технике с использованием фотоэмульсии и деревянных матриц. Иллюстрации действительно поразительные и считаются вершиной графического искусства знаменитого испанца. На выставке в «Манеже» они заняли отдельный, довольно большой отсек. В отличие от остального пространства он ярко освещен.





Автопортрет с рафаэлевской шеей, 1921.


С противоположной стороны в просторном кинозале демонстрируются два фильма: легендарный «Андалузский пес» (1929) и диснеевский мульт «Дестино» (2003) по мотивам живописи Дали. Финальный отсек представляет собой лаунж-зону, где можно посидеть, почитать биографию художника (вопреки привычному формату экспонирования она вынесена в конец) и посмотреть дизайнерские инсталляции без авторства, стилизованные под идеи знаменитого сюрреалиста. Зачин проекта — тоже дизайнерский: вход оформлен в духе замка художника в Фигерасе — красные стены, увенчанные яйцами, и голые манекены, вставленные в проемы. Словом, над «огранкой» выставки трудились — ей старались придать масштаб и заполнить вместительный зал «Манежа», что не так-то просто, имея на руках около 80 картин в основном среднего или маленького формата.





Вход на экспозицию, стилизованный под замок в Фигерасе.


Основная живописная часть выставки построена по хронологическому принципу: можно увидеть ранние, досюрреалистические опыты Дали в стиле пуантилизма, кубизма, импрессионизма, почувствовать, как он учился и кто на него влиял. Здесь есть, например, портрет отца Дали, с которым он рассорился, когда влюбился в Галу. Есть почти реалистические портреты сестры и режиссера Луиса Бунюэля, с которым позже они снимут «Андалузского пса». Есть известный «Автопортрет с рафаэлевской шеей», написанный после смерти матери, в 1921-м, в импрессионистической манере. Или кубический автопортрет, где уже угадывается идея отделения оболочки художника от его внутреннего «я». Дали был арт-объектом сам по себе, он умел играть на публику, оставаясь внутри ранимым и хрупким.



Центром сюрреалистического периода Дали становится известный «Мягкий автопортрет с жареным беконом» 1941 года, когда художник вынужден был уехать в США из-за войны. Вторая мировая изменила Дали, как и весь мир. Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки потрясла его и открыла новую главу творчества — ядерный мистицизм. В его картинах появляются атомы, ничтожность размеров и разрушительная сила которых так поразила его. На выставке можно увидеть ряд работ, отражающих эту рефлексию — «Ураново-атомная меланхолическая идиллия», где темно-серую военную реальность разрывают круглые «окна», в которых виднеется голубое небо мирной жизни. На картине можно обнаружить тот самый самолет, сбросивший смертоносную бомбу, и сам взрыв. Рядом расположены еще несколько «атомных» работ, в том числе портрет Галы.





Гала и Дали.


В сердце этого зала — небольшой светлый уголок с иллюстрациями и выдержками из книги «50 секретов магического мастерства». Издание вышло в 1948-м в США, и именно оно легло в название московского проекта. В книге художник дает как вполне практические советы по подбору кистей, красок и по технике грунтовки, так и рассказывает (или придумывает) собственные «фишки». Говорит, что лучше всего писать голым, хотя сам так не делает. Это своего рода проводник во внутренний мир художника. Однако иллюстрации представлены только с общим пояснением, так что проникнуть в тайны бытия Дали можно с помощью образов. Без цитат погружение оказывается затруднительным.



Финальный раздел — поздняя живопись Дали, где он отчасти возвращается к реалистической (рафаэлевской) манере, оставляя все-таки свои «фирменные» знаки муравьев — символ смерти и распада). Этот период пропитан трагизмом потери Галы в 1982 году, чувством собственной немощи (последние несколько лет художник был прикован к постели) и предчувствием конца. Отсюда зритель попадает в бледно-желтую лаунж-зону, чтобы встретиться со странными инсталляциями безвестных дизайнеров. Кульминация в стиле сюр.





Лаундж-зона.


Насколько хороша попытка в «Манеже» и чего ей не хватает? Во-первых, чистоты — уж слишком много эффектов, баннеров и дизайна. Во-вторых, света — основная часть выставки в полутьме, при этом работы ярко высвечены, что нарушает восприятие. В-третьих, контекста — Дали показывается как художник-тайна, мастер-аттракцион, оторванный от времени и арт-процесса вокруг, что преуменьшает масштаб его фигуры. Наконец, Галы — история их сложносочиненных отношений рассказана вскользь.





Мария Москвичева


Заголовок в газете: Магия Дали, великого и ужасного
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28184 от 1 февраля 2020
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

На выставку «Сальвадор Дали. Магическое искусство» в «Манеж» выстроились очереди. Понятное дело — идут на имя. Имя художника, которое манит своей загадочностью, столь близкой русской душе. Чарует родством с Россией, ведь без русской жены Галы (Елены Дьяконовой) не было бы и того Дали, который покорил мир и до сих пор остается одним из самых эпатажных и оригинальных художников ХХ века. Идут на бренд, который не найти ни в одном отечественном музее. И что находят зрители в «Манеже» — каким здесь явлен великий и ужасный Дали? фото: Мария Москвичева Если вы ожидаете найти здесь самые раскрученные, масштабные и хрестоматийные работы Сальвадора Дали, то сразу предупредим — их в «Манеже» не так уж много. Из 180 представленных больше половины (точнее, 102) — иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, созданные к 700-летию итальянского поэта. Дали начал работу над ними в 1950 году, когда отрекся от атеизма и провозгласил себя «религиозным мистиком». Через два года работа была закончена, а еще через два — в 1954 году — вызвала большой скандал. Цикл выставили в римском палаццо Паллавичини-Роспильози: критики заклеймили его как «порнографию, созданную за государственный счет». Впрочем, позже, в 1960-м, иллюстрации все же опубликовали, но уже в Париже (при содействии французского издателя Жозефа Форе). Альбом был выпущен ограниченным тиражом. Рисунки печатали в сложной технике с использованием фотоэмульсии и деревянных матриц. Иллюстрации действительно поразительные и считаются вершиной графического искусства знаменитого испанца. На выставке в «Манеже» они заняли отдельный, довольно большой отсек. В отличие от остального пространства он ярко освещен. Автопортрет с рафаэлевской шеей, 1921. С противоположной стороны в просторном кинозале демонстрируются два фильма: легендарный «Андалузский пес» (1929) и диснеевский мульт «Дестино» (2003) по мотивам живописи Дали. Финальный отсек представляет собой лаунж-зону, где можно посидеть, почитать биографию художника (вопреки привычному формату экспонирования она вынесена в конец) и посмотреть дизайнерские инсталляции без авторства, стилизованные под идеи знаменитого сюрреалиста. Зачин проекта — тоже дизайнерский: вход оформлен в духе замка художника в Фигерасе — красные стены, увенчанные яйцами, и голые манекены, вставленные в проемы. Словом, над «огранкой» выставки трудились — ей старались придать масштаб и заполнить вместительный зал «Манежа», что не так-то просто, имея на руках около 80 картин в основном среднего или маленького формата. Вход на экспозицию, стилизованный под замок в Фигерасе. Основная живописная часть выставки построена по хронологическому принципу: можно увидеть ранние, досюрреалистические опыты Дали в стиле пуантилизма, кубизма, импрессионизма, почувствовать, как он учился и кто на него влиял. Здесь есть, например, портрет отца Дали, с которым он рассорился, когда влюбился в Галу. Есть почти реалистические портреты сестры и режиссера Луиса Бунюэля, с которым позже они снимут «Андалузского пса». Есть известный «Автопортрет с рафаэлевской шеей», написанный после смерти матери, в 1921-м, в импрессионистической манере. Или кубический автопортрет, где уже угадывается идея отделения оболочки художника от его внутреннего «я». Дали был арт-объектом сам по себе, он умел играть на публику, оставаясь внутри ранимым и хрупким. Центром сюрреалистического периода Дали становится известный «Мягкий автопортрет с жареным беконом» 1941 года, когда художник вынужден был уехать в США из-за войны. Вторая мировая изменила Дали, как и весь мир. Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки потрясла его и открыла новую главу творчества — ядерный мистицизм. В его картинах появляются атомы, ничтожность размеров и разрушительная сила которых так поразила его. На выставке можно увидеть ряд работ, отражающих эту рефлексию — «Ураново-атомная меланхолическая идиллия», где темно-серую военную реальность разрывают круглые «окна», в которых виднеется голубое небо мирной жизни. На картине можно обнаружить тот самый самолет, сбросивший смертоносную бомбу, и сам взрыв. Рядом расположены еще несколько «атомных» работ, в том числе портрет Галы. Гала и Дали. В сердце этого зала — небольшой светлый уголок с иллюстрациями и выдержками из книги «50 секретов магического мастерства». Издание вышло в 1948-м в США, и именно оно легло в название московского проекта. В книге художник дает как вполне практические советы по подбору кистей, красок и по технике грунтовки, так и рассказывает (или придумывает) собственные «фишки». Говорит, что лучше всего писать голым, хотя сам так не делает. Это своего рода проводник во внутренний мир художника. Однако иллюстрации представлены только с общим пояснением, так что проникнуть в тайны бытия Дали можно с помощью образов. Без цитат погружение оказывается затруднительным. Финальный раздел — поздняя живопись Дали, где он отчасти возвращается к реалистической (рафаэлевской) манере, оставляя все-таки свои «фирменные» знаки муравьев — символ смерти и распада). Этот период пропитан трагизмом потери Галы в 1982 году, чувством собственной немощи (последние несколько лет художник был прикован к постели) и предчувствием конца. Отсюда зритель попадает в бледно-желтую лаунж-зону, чтобы встретиться со странными инсталляциями безвестных дизайнеров. Кульминация в стиле сюр. Лаундж-зона. Насколько хороша попытка в «Манеже» и чего ей не хватает? Во-первых, чистоты — уж слишком много эффектов, баннеров и дизайна. Во-вторых, света — основная часть выставки в полутьме, при этом работы ярко высвечены, что нарушает восприятие. В-третьих, контекста — Дали показывается как художник-тайна, мастер-аттракцион, оторванный от времени и арт-процесса вокруг, что преуменьшает масштаб его фигуры. Наконец, Галы — история их сложносочиненных отношений рассказана вскользь. Мария Москвичева Заголовок в газете: Магия Дали, великого и ужасного Опубликован в газете

Ключевые слова: новости Культура

СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ

Эксперт объяснил, почему маска Высоцкого не ушла с..

Эксперт по аукционным делам Михаил Давыдов ответил на вопрос, почему не получилось продать бронзовую посмертную маску Владимира Высоцкого. Ценителей таланта легендарного артиста искали не в том месте. ...... Подробнее

В Музее Победы презентовали картину о джаз-оркестре на..

Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее

Герои документальных фильмов пребывают в состоянии..

В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее

Похожие новости

0

Комментарии

       

СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО

Юркисс снимает новый клип - «Культура - видео»..

Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее

Юрий Поляков сравнил смену руководства МХАТа с..

12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее

Юрий Дудь может сняться в кино про летчиков -..

Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее