«Гоголь-центр» попрощался с публикой «Обожженной музой» - «Культура» » Политический Эксперт

«Гоголь-центр» попрощался с публикой «Обожженной музой» - «Культура»

После продолжительных оваций свет в битком набитом зале «Гоголь-центра» затухает. На сцене – стеллажи с бобинами – катушками с кинопленкой. Это «полочное кино» – фильмы, попавшие под запрет в советское время. 10-летняя история авторского театра Кирилла Серебренникова закончена. Авторы постановки на стихи Юрия Левитанского это отчетливо понимали.


«Гоголь-центр» попрощался с публикой «Обожженной музой» - «Культура»


Слухи о том, что «Гоголь-центр» прекратит свое существование и театр на улице Казакова поменяет свой формат и вывеску ходили еще с мая, а дамоклов меч над театром навис еще несколько лет назад. И вот случилось – точка поставлена. Поэтическая, историческая и резонирующая.



Юрий Левитанский – больше, чем поэт. Это символ интеллигентности, своеобразный культурный код, ассоциирующийся с подлинным, а не поддельно-партийным искусством слова. Он родился в 1922 году в поселке Колозец Украинской ССР, потом вместе с родителями переехал в Киев, а оттуда отправился в Москву, чтобы поступить в Институт философии, литературы и истории в 1939 году. С началом Великой Отечественной войны поэт со второго курса ушёл добровольцем на фронт. Ушел рядовым, вернулся лейтенантом, вся грудь в орденах. Левитанский до конца своих дней писал искренние, ироничные, пронзительные и «кинематографические» стихи.



Мария Селезнёва.



Первым на сцене появляется Александр Филиппенко – давний почитатель творчества Левитанского. Еще в 1990-х актер и непревзойденный чтец множество раз выступал с «Попыткой утешения», которая заканчивается такими строками: «Я говорю себе — будут и горше страницы, будут горчайшие, будут последние строки, чтобы печалиться, чтобы заламывать руки, — да ведь и это всего до страницы такой-то».



Нынешняя постановка в «Гоголь-центре» – тоже такая попытка. В ней сошлось все: тонкая ирония и гнетущая печаль, вдохновляющая лирика и отчаянная горечь. А, главное, она насквозь пропитана кинематографичностью, свойственной поэзии Левитанского.



Юрий Стоянов.



Поэтому драматургия (Егор Прокопьев), сценография (Анна Наумова и Кирилл Благодатских), костюмы (Татьяна Долматская), музыка (Андрей Поляков) и, собственно, режиссерское решение Алексея Аграновича – все, как в кино. Стихи Левитанского звучат из уст заслуженных и молодых актеров на фоне большого экрана и уже упомянутых «полок», на который транслируются отрывки из советских фильмов и анимации – некогда запрещенных к показу. Поэзия то превращается в рок, то в рэп, то в капеллу, то в иронический монолог, то в философский.



После спектакля экс-худрук театра снова с бумаги прочитает собственную речь – о закрытии «Гоголь-центра» – тем самым закольцевав время и ситуацию.



Один из самых ярких поэтических монологов, однако, произнес Юрий Стоянов. Начал он тоже с бумаги: «Ну что ты, читатель, да ты не волнуйся напрасно! Живем мы неплохо, и даже, скорее — прекрасно. Питаемся сытно, на завтрак — вино и бекасы. А после нам денежки на дом приносят из кассы…». Прочитал и покрутил у виска.



После финальной строчки этого стихотворения Юрия Левитанского – «Вот так и живем мы и пишем бессмертные строфы — вблизи от Парнаса, а также вблизи от Голгофы. И дуем коньяк под лимоны и черное кофе — вблизи от Парнаса и все-таки ближе — к Голгофе» – актер скомкал лист и бросил его на пол – под бурные аплодисменты, свист и восторженные крики зала. 






А дальше – уже наизусть и совсем другим настроением – звучит другое стихотворение под названием «Иронический человек». «Сквозь трагический этот век проходит он, иронический человек…», – эти строки, пожалуй, можно назвать лейтмотивом спектакля и главным аккордом последнего высказывания «Гоголь-центра». Определяющим стиль авторского проекта, жившего на улице Казакова последние 10 лет, на котором теперь поставлена жирная и показательная точка.



Задачей постановки, как гласит анонс, было найти «точки соприкосновения настоящего и прошлого». Они были найдены. Прочитаны, проиграны, пропеты, пропущены через каждого участника этого прощального, поминального, вечера. Однако сама постановка и финальные слова команды «Гоголь-центра» в каком-то смысле оптимистичны. «Закончился этот адрес, появится другой», – сказал в завершении вечера Кирилл Серебренников, который вышел на связь по видео из Авиньона. Впрочем, сейчас проект «Гоголь-центр» превратился в бобину, положенную на полку. Когда, как и кто его оттуда достанет – вопрос необозримого и туманного будущего.




Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

После продолжительных оваций свет в битком набитом зале «Гоголь-центра» затухает. На сцене – стеллажи с бобинами – катушками с кинопленкой. Это «полочное кино» – фильмы, попавшие под запрет в советское время. 10-летняя история авторского театра Кирилла Серебренникова закончена. Авторы постановки на стихи Юрия Левитанского это отчетливо понимали. Фото: Мария Москвичева Слухи о том, что «Гоголь-центр» прекратит свое существование и театр на улице Казакова поменяет свой формат и вывеску ходили еще с мая, а дамоклов меч над театром навис еще несколько лет назад. И вот случилось – точка поставлена. Поэтическая, историческая и резонирующая. Юрий Левитанский – больше, чем поэт. Это символ интеллигентности, своеобразный культурный код, ассоциирующийся с подлинным, а не поддельно-партийным искусством слова. Он родился в 1922 году в поселке Колозец Украинской ССР, потом вместе с родителями переехал в Киев, а оттуда отправился в Москву, чтобы поступить в Институт философии, литературы и истории в 1939 году. С началом Великой Отечественной войны поэт со второго курса ушёл добровольцем на фронт. Ушел рядовым, вернулся лейтенантом, вся грудь в орденах. Левитанский до конца своих дней писал искренние, ироничные, пронзительные и «кинематографические» стихи. Мария Селезнёва. Фото: Мария Москвичева Первым на сцене появляется Александр Филиппенко – давний почитатель творчества Левитанского. Еще в 1990-х актер и непревзойденный чтец множество раз выступал с «Попыткой утешения», которая заканчивается такими строками: «Я говорю себе — будут и горше страницы, будут горчайшие, будут последние строки, чтобы печалиться, чтобы заламывать руки, — да ведь и это всего до страницы такой-то». Нынешняя постановка в «Гоголь-центре» – тоже такая попытка. В ней сошлось все: тонкая ирония и гнетущая печаль, вдохновляющая лирика и отчаянная горечь. А, главное, она насквозь пропитана кинематографичностью, свойственной поэзии Левитанского. Юрий Стоянов. Фото: Мария Москвичева Поэтому драматургия (Егор Прокопьев), сценография (Анна Наумова и Кирилл Благодатских), костюмы (Татьяна Долматская), музыка (Андрей Поляков) и, собственно, режиссерское решение Алексея Аграновича – все, как в кино. Стихи Левитанского звучат из уст заслуженных и молодых актеров на фоне большого экрана и уже упомянутых «полок», на который транслируются отрывки из советских фильмов и анимации – некогда запрещенных к показу. Поэзия то превращается в рок, то в рэп, то в капеллу, то в иронический монолог, то в философский. После спектакля экс-худрук театра снова с бумаги прочитает собственную речь – о закрытии «Гоголь-центра» – тем самым закольцевав время и ситуацию. Один из самых ярких поэтических монологов, однако, произнес Юрий Стоянов. Начал он тоже с бумаги: «Ну что ты, читатель, да ты не волнуйся напрасно! Живем мы неплохо, и даже, скорее — прекрасно. Питаемся сытно, на завтрак — вино и бекасы. А после нам денежки на дом приносят из кассы…». Прочитал и покрутил у виска. После финальной строчки этого стихотворения Юрия Левитанского – «Вот так и живем мы и пишем бессмертные строфы — вблизи от Парнаса, а также вблизи от Голгофы. И дуем коньяк под лимоны и черное кофе — вблизи от Парнаса и все-таки ближе — к Голгофе» – актер скомкал лист и бросил его на пол – под бурные аплодисменты, свист и восторженные крики зала. Фото: Мария Москвичева А дальше – уже наизусть и совсем другим настроением – звучит другое стихотворение под названием «Иронический человек». «Сквозь трагический этот век проходит он, иронический человек…», – эти строки, пожалуй, можно назвать лейтмотивом спектакля и главным аккордом последнего высказывания «Гоголь-центра». Определяющим стиль авторского проекта, жившего на улице Казакова последние 10 лет, на котором теперь поставлена жирная и показательная точка. Задачей постановки, как гласит анонс, было найти «точки соприкосновения настоящего и прошлого». Они были найдены. Прочитаны, проиграны, пропеты, пропущены через каждого участника этого прощального, поминального, вечера. Однако сама постановка и финальные слова команды «Гоголь-центра» в каком-то смысле оптимистичны. «Закончился этот адрес, появится другой», – сказал в завершении вечера Кирилл Серебренников, который вышел на связь по видео из Авиньона. Впрочем, сейчас проект «Гоголь-центр» превратился в бобину, положенную на полку. Когда, как и кто его оттуда достанет – вопрос необозримого и туманного будущего.

Ключевые слова: новости, Культура

СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ

Эксперт объяснил, почему маска Высоцкого не ушла с..

Эксперт по аукционным делам Михаил Давыдов ответил на вопрос, почему не получилось продать бронзовую посмертную маску Владимира Высоцкого. Ценителей таланта легендарного артиста искали не в том месте. ...... Подробнее

В Музее Победы презентовали картину о джаз-оркестре на..

Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее

Герои документальных фильмов пребывают в состоянии..

В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее

Похожие новости

0

Комментарии

       

СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО

Юркисс снимает новый клип - «Культура - видео»..

Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее

Юрий Поляков сравнил смену руководства МХАТа с..

12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее

Юрий Дудь может сняться в кино про летчиков -..

Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее