«Голос» Луи де Фюнеса и Пьера Ришара: старейший вахтанговец отмечает юбилей - «Культура» » Политический Эксперт

«Голос» Луи де Фюнеса и Пьера Ришара: старейший вахтанговец отмечает юбилей - «Культура»

60 лет прослужить в одном театре. Сыграть 60 разноплановых ролей у маститых и молодых режиссеров. Стать виртуозным мастером дубляжа и за кадром озвучивать мировых звезд — Луи де Фюнеса, Пьера Ришара, Джима Керри. Наконец, учить секретам профессии студентов в «Щуке». Все это — старейший артист Вахтанговского театра Олег Николаевич Форостенко. Сегодня он отмечает юбилей — 80 лет.


«Голос» Луи де Фюнеса и Пьера Ришара: старейший вахтанговец отмечает юбилей - «Культура»

Его путь в театр был прямым. Школьником пришел в театральную студию при Театре Станиславского на ул. Горького (теперь Электротеатр на Тверской), которым в то время руководил гениальный мхатовец, знаменитый Михаил Яншин. И занятия с подростками вели (сейчас в такое трудно поверить) профессиональные, известные артисты.



И не патриотично ли с их стороны это было? Вполне патриотично – заботиться о будущем советского/русского театра не в риторике и не чужими руками. Может, поэтому из студии вышли Елизавета Никищихина, впоследствии ставшая звездой этого театра, Евгений Леонов и Инна Чурикова — будущие звездные ленкомовцы, Людмила Рышкован, создавшая студию «Человек». Туда же привел за руку своего сына Никиту Сергей Михалков...



– И вас, школьников, выпускали играть на профессиональную сцену?



– А как же? Мы бегали в массовке «Такая любовь», где играли Урбанский и Майка Менглет. Компания была приличная. А там дальше пошло: Щукинское училище, театр… Я поступал в Щепкинское и в Щукинское, но взяли меня в «Щуку» – с первого раза поступил.



После окончания училища выпускника Форостенко зачислили в труппу Вахтанговского, а туда приглашали только тех, кто по таланту и, как говорится, по группе крови (набор личностных качеств) подходил Вахтанговскому.



– Я пришел в золотую пору, когда театром руководил Рубен Николаевич Симонов. Удивительная атмосфера тогда была, счастливая. Это была семья, дом, если у кого-то были проблемы, всем театром их решали. Если кому-то надо было помочь, весь театр принимал участие.



Форостенко сразу входит в репертуар. В «Принцессе Турандот» он сидел среди мудрецов Дивана, не подозревая, что спустя годы сделает карьеру в легендарном спектакле – дорастет до императора Альтоума, – это раз. А два – в середине 90-х станет режиссером восстановления знаменитой постановки Рубена Симонова.



Он же подготовит уникальную «Турандот» к 75-летию Вахтанговского, потому что Олег Николаевич помнил весь спектакль наизусть. Ее исключительность заключалась в том, что на сцену в тот вечер вышли все первые исполнители постановки 1963 года. В зрелом возрасте, уже признанные, обласканные, награжденные всевозможными премиями любимцы публики – Василий Лановой, Юлия Борисова, Юрий Яковлев, Михаил Ульянов, Людмила Максакова, Екатерина Райкина, Эрик Зорин, прилетевший на спектакль из США. Не было только Николая Гриценко, который ушел из жизни в 1979 году: блистательный Тарталья закончил свой земной путь, увы, в сумасшедшем доме.



Этот спектакль невозможно забыть: его сыграли всего два раза. И все плакали – кто стоял на сцене и за кулисами… и кто был тогда в зале. Все понимали, что такого больше не повторится.



–​ Столько сыграно ролей, а какая из них самая любимая?



– Была у меня любимая роль в спектакле «Веселые парни», который мы играли с Юрием Васильевичем Яковлевым. Веселый был спектакль! Сейчас люблю постановку по Цвейгу «Незримая коллекция» (реж. Владимир Бильдиян. М.Р.). В «Царе Эдипе» у Туминаса люблю свою небольшую роль Вестника, который приносит долгожданную, но трагическую весть...



Сегодня у него восемь ролей в премьерных спектаклях и постановках последних лет. А еще Олег Николаевич известен как виртуоз дубляжа: за плечами сотни картин. Его голосом говорят в основном комики : во французском кино – Луи де Фюнес и Пьер Ришар, в американском – Дастин Хоффман и Джим Керри.



Фото: Фото: Валерий Мясников.


Думаю, такой список не случаен: с комическими персонажами отлично справляются те, у кого все в порядке с чувством юмора. У Олега Форостенко с ним все в порядке. Много лет он входил в команду артистов, кто каждый год готовил и участвовал в капустниках Вахтанговского театра, которые во все времена считались лучшими в театральной Москве.



Один из его номеров вообще стал классикой и как раритет передавался от одного актерского поколения к другому. Олег Николаевич, как чеховский Ванька Жуков, читал письмо, адресованное первому ректору Щукинского училища Борису Захаве: «Дорогой дедушка, Борис Евгеньевич, забери меня отсюда…» – то есть из Вахтанговского. Кстати, именно голосом Форостенко говорит Борис Захава и в аудиоспектакле-променаде «Вахтангов. Путь к Турандот», подготовленном к 100-летию театра.



– Дубляж – это вообще-то обычная актерская работа, а вовсе не что-то необыкновенное. Луи де Фюнес, например, очень быстро говорит, и в этом основная сложность. Надо быстро говорить, быстро соображать и реагировать. Я озвучивал его жандармскую серию. У Ришара – первую «Игрушку», и «Маску» с Джимом Керри озвучивал. Мультсериал про Симпсонов озвучивал, но в последний раз отказался: не нравятся мне их мультфильмы.



Технически сегодня заниматься озвучиванием значительно проще, чем 40 лет назад, когда крутили ролик, и ты должен был точно попасть в артикуляцию западного или американского артиста. А в последние годы, если я видел, что не попадал, ребята меня успокаивали: «Не волнуйтесь, Олег Николаевич, здесь уберем, здесь подтянем на компьютере – все будет о’кей».



Ромул, "Антиквар Аполлион", 2020. Режиссёр-постановщик - Уланбек Баялиев. Фото: Валерий Мясников.


–​ Столько лет в актерской профессии. Это тяжело? Не в шахте, конечно, работать, но побочка у нее серьезная, иногда необратимая...



– Знаешь, я сам иногда задумываюсь: а что она такое? Желание убежать от действительности? Может, и так. А с другой стороны, как один мудрый человек сказал, что театр – это кафедра, с которой можно сказать много доброго. Ну что я еще могу сказать? Я же артист, широко известный в узких кругах...



Это его любимая фраза. Но одна она, сказанная представителем, может быть, самой амбициозной и по этой причине часто изломанной профессии, говорит многое о человеке. Что он адекватен в оценке себя, с прекрасным чувством юмора и профессионального достоинства. Который точно знает, что звезда может засиять только в окружении хороших артистов.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

60 лет прослужить в одном театре. Сыграть 60 разноплановых ролей у маститых и молодых режиссеров. Стать виртуозным мастером дубляжа и за кадром озвучивать мировых звезд — Луи де Фюнеса, Пьера Ришара, Джима Керри. Наконец, учить секретам профессии студентов в «Щуке». Все это — старейший артист Вахтанговского театра Олег Николаевич Форостенко. Сегодня он отмечает юбилей — 80 лет. Его путь в театр был прямым. Школьником пришел в театральную студию при Театре Станиславского на ул. Горького (теперь Электротеатр на Тверской), которым в то время руководил гениальный мхатовец, знаменитый Михаил Яншин. И занятия с подростками вели (сейчас в такое трудно поверить) профессиональные, известные артисты. И не патриотично ли с их стороны это было? Вполне патриотично – заботиться о будущем советского/русского театра не в риторике и не чужими руками. Может, поэтому из студии вышли Елизавета Никищихина, впоследствии ставшая звездой этого театра, Евгений Леонов и Инна Чурикова — будущие звездные ленкомовцы, Людмила Рышкован, создавшая студию «Человек». Туда же привел за руку своего сына Никиту Сергей Михалков. – И вас, школьников, выпускали играть на профессиональную сцену? – А как же? Мы бегали в массовке «Такая любовь», где играли Урбанский и Майка Менглет. Компания была приличная. А там дальше пошло: Щукинское училище, театр… Я поступал в Щепкинское и в Щукинское, но взяли меня в «Щуку» – с первого раза поступил. После окончания училища выпускника Форостенко зачислили в труппу Вахтанговского, а туда приглашали только тех, кто по таланту и, как говорится, по группе крови (набор личностных качеств) подходил Вахтанговскому. – Я пришел в золотую пору, когда театром руководил Рубен Николаевич Симонов. Удивительная атмосфера тогда была, счастливая. Это была семья, дом, если у кого-то были проблемы, всем театром их решали. Если кому-то надо было помочь, весь театр принимал участие. Форостенко сразу входит в репертуар. В «Принцессе Турандот» он сидел среди мудрецов Дивана, не подозревая, что спустя годы сделает карьеру в легендарном спектакле – дорастет до императора Альтоума, – это раз. А два – в середине 90-х станет режиссером восстановления знаменитой постановки Рубена Симонова. Он же подготовит уникальную «Турандот» к 75-летию Вахтанговского, потому что Олег Николаевич помнил весь спектакль наизусть. Ее исключительность заключалась в том, что на сцену в тот вечер вышли все первые исполнители постановки 1963 года. В зрелом возрасте, уже признанные, обласканные, награжденные всевозможными премиями любимцы публики – Василий Лановой, Юлия Борисова, Юрий Яковлев, Михаил Ульянов, Людмила Максакова, Екатерина Райкина, Эрик Зорин, прилетевший на спектакль из США. Не было только Николая Гриценко, который ушел из жизни в 1979 году: блистательный Тарталья закончил свой земной путь, увы, в сумасшедшем доме. Этот спектакль невозможно забыть: его сыграли всего два раза. И все плакали – кто стоял на сцене и за кулисами… и кто был тогда в зале. Все понимали, что такого больше не повторится. –​ Столько сыграно ролей, а какая из них самая любимая? – Была у меня любимая роль в спектакле «Веселые парни», который мы играли с Юрием Васильевичем Яковлевым. Веселый был спектакль! Сейчас люблю постановку по Цвейгу «Незримая коллекция» (реж. Владимир Бильдиян. – М.Р.). В «Царе Эдипе» у Туминаса люблю свою небольшую роль Вестника, который приносит долгожданную, но трагическую весть. Сегодня у него восемь ролей в премьерных спектаклях и постановках последних лет. А еще Олег Николаевич известен как виртуоз дубляжа: за плечами сотни картин. Его голосом говорят в основном комики : во французском кино – Луи де Фюнес и Пьер Ришар, в американском – Дастин Хоффман и Джим Керри. Фото: Фото: Валерий Мясников. Думаю, такой список не случаен: с комическими персонажами отлично справляются те, у кого все в порядке с чувством юмора. У Олега Форостенко с ним все в порядке. Много лет он входил в команду артистов, кто каждый год готовил и участвовал в капустниках Вахтанговского театра, которые во все времена считались лучшими в театральной Москве. Один из его номеров вообще стал классикой и как раритет передавался от одного актерского поколения к другому. Олег Николаевич, как чеховский Ванька Жуков, читал письмо, адресованное первому ректору Щукинского училища Борису Захаве: «Дорогой дедушка, Борис Евгеньевич, забери меня отсюда…» – то есть из Вахтанговского. Кстати, именно голосом Форостенко говорит Борис Захава и в аудиоспектакле-променаде «Вахтангов. Путь к Турандот», подготовленном к 100-летию театра. – Дубляж – это вообще-то обычная актерская работа, а вовсе не что-то необыкновенное. Луи де Фюнес, например, очень быстро говорит, и в этом основная сложность. Надо быстро говорить, быстро соображать и реагировать. Я озвучивал его жандармскую серию. У Ришара – первую «Игрушку», и «Маску» с Джимом Керри озвучивал. Мультсериал про Симпсонов озвучивал, но в последний раз отказался: не нравятся мне их мультфильмы. Технически сегодня заниматься озвучиванием значительно проще, чем 40 лет назад, когда крутили ролик, и ты должен был точно попасть в артикуляцию западного или американского артиста. А в последние годы, если я видел, что не попадал, ребята меня успокаивали: «Не волнуйтесь, Олег Николаевич, здесь уберем, здесь подтянем на компьютере – все будет о’кей». Ромул,

Ключевые слова: новости, Культура

СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ

Эксперт объяснил, почему маска Высоцкого не ушла с..

Эксперт по аукционным делам Михаил Давыдов ответил на вопрос, почему не получилось продать бронзовую посмертную маску Владимира Высоцкого. Ценителей таланта легендарного артиста искали не в том месте. ...... Подробнее

В Музее Победы презентовали картину о джаз-оркестре на..

Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее

Герои документальных фильмов пребывают в состоянии..

В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее

Похожие новости

0

Комментарии

       

СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО

Юркисс снимает новый клип - «Культура - видео»..

Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее

Юрий Поляков сравнил смену руководства МХАТа с..

12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее

Юрий Дудь может сняться в кино про летчиков -..

Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее