Рынок автокредитов ударил по тормозам - «Авто» » Политический Эксперт

Рынок автокредитов ударил по тормозам - «Авто»

Рынок автокредитования фактически начал работать на холостых оборотах. «Заградительные» процентные ставки и острый дефицит новых автомашин в салонах заморозили выдачу авто-ссуд. В ближайшее время эксперты ожидают активизации сегмента кредитования автомобилей с пробегом и появления новых финансовых продуктов.


Рынок автокредитов ударил по тормозам - «Авто»


Разворот рынка



В начале текущего года на авторынке царил оптимизм. Объем выданных россиянам кредитов на покупку автомобилей в 2021 г. впервые превысил 1 трлн руб. По данным «Автостата», в январе на покупку новых автомашин россияне потратили около 188 млрд руб., что на 10% больше, чем в январе 2021 г. 68% всех денег ушло в сегмент SUV (кроссоверы и внедорожники). «Европейцы» по продажам уступили «корейцам» (23,8 тыс. единиц против 22,4 тыс.), а китайские марки «в деньгах» опередили российские (19,1 млрд руб. против 16,8 млрд).



Благодушие улетучилось 24 февраля. Как сообщила «МК» пресс-служба РГС Банка, на фоне начала военной спецоперации на Украине и волатильности курсов валют наблюдался резкий всплеск выдач автокредитов. Люди старались сохранить свои накопления за счет крупных покупок, в т.ч. автомобилей, которые старались приобрести по пока еще доступным ценам и прежним кредитным ставкам. Но уже с 1 марта, после двукратного роста ключевой ставки ЦБ с 9,5% до 20%, спрос и выдачи резко упали: ежедневный поток заявок сократился примерно наполовину по сравнению с началом февраля, а ежедневные выдачи рухнули в 4 раза.



Как сообщил «МК» директор по развитию бизнеса МС Банк Рус Андрей Коченков, сейчас процентные ставки по автокредитам ушли в диапазон 25–35% годовых. «Фактически это заморозка потребительского кредитования. Да, есть выдачи ссуд и по таким ставкам, но они носят кратковременный характер, то есть граждане берут и сразу закрывают кредит. Кроме того, приостановлены логистические цепочки поставки автомобилей, что увеличивает цены на отпускные цены и «остужает» рынок автокредитов», — пояснил банкир.



По оценке автодилеров, за месяц новые легковые автомобили подорожали в среднем на 50%. Наценка на популярные модели составила 30%, но некоторые авто за месяц прибавили в стоимости 60%. Для сравнения, за 12 месяцев прошлого года средний ценник новой легковушки увеличился на 18%.



Три беды



В ближайшие месяцы активность покупателей заметно снизится, уверены аналитики. Во-первых, к открытию летнего сезона машины по традиции подорожают. А в условиях падающей экономики и реальных доходов желающих взять автозаем поубавится.



Во-вторых, из-за «заградительных» ставок по ссудам банки ужесточают оценку платежеспособности потенциальных заемщиков. Покупать автомобиль в кредит под такие высокие процентные ставки качественные и ответственные клиенты точно не станут. Не случайно ряд лидеров быстро сворачивают свою работу. Так, банк «Сетелем» накануне повышения ключевой ставки ЦБ дальновидно закрыл сразу пять своих программ. Другие банки из-за высоких кредитных рисков и вовсе заморозили выдачи «до лучших времен».



В-третьих, на рынок автокредитов все сильнее давит острый дефицит новых автомобилей в дилерских центрах. Найти в салоне машину нужной модели, цвета и комплектации сейчас очень сложно. При этом ассортимент новых автомобилей постоянно сокращается, а санкционное давление на зарубежные компании и банки, работающие в РФ, напротив, растет. Так, Фольксваген-банк, Мерседес-банк Рус, БМВ-банк перестали выдавать новые автокредиты после приостановки деятельности материнских автоконцернов на российском рынке. Их понять можно. Какой смысл работать без новых автомобилей в салонах?



По мнению директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, выдачи автокредитов сокращаются в первую очередь из-за дефицита новых автомобилей и запасных частей к ним. Напомним, в середине марта в России из 14 крупных производителей автомобилей работали только 4 завода (УАЗ, Nissan, «ПСМА Рус» и Haval), а многие глобальные автобренды прекратили поставки техники в нашу страну.



Прогноз на лето



Несмотря на сжатие платежеспособного спроса и дефицит машин, ставить крест на рынке автокредитования не стоит. Напомним, что в 2008 году он обвалился на 50%, в 2014 году — на 25%. Но затем быстро восстанавливал объемы и развивался дальше. Ведь автоссуды являются востребованным продуктом: для многих людей это единственный вариант совершить крупные покупки.



Как отметили в пресс-службе РГС Банка, с учетом обострения геополитической ситуации, ослабления рубля, введения санкций и ухода с рынка ряда международных автоконцернов дефицит машин на рынке только усилится, причем не только по новым авто, но и в сегменте авто с пробегом из-за отсутствия притока «свежих образцов», а цены продолжат расти.



В 2022 году российский автомобильный рынок столкнулся с новыми вызовами. Насколько велика будет его «просадка», пока не ясно. По прогнозу аналитиков ВТБ, в текущей ситуации фокус внимания автолюбителей еще больше сместится в сторону подержанных машин, Как следствие, более динамично начнет развиваться сегмент кредитования машин с пробегом. Более внимательный подход покупателей к выбору машины ускорит переход рынка от операций между физлицами в сегмент сделок между организациями и клиентами.



Кроме того, следует ожидать появления и развития новых финансовых инструментов. К примеру, большие надежды банкиры возлагают на продукт, предоставляющий клиентам возможность получить деньги на руки на любые цели под залог имеющегося автомобиля. По оценке ВТБ, широкое распространение также могут получить программы автокредитования с отложенным залогом. Они подразумевают передачу клиентом транспортного средства в залог банку спустя некоторое время после сделки и сохранение более низкой ставки по кредиту, чем при отсутствии залога. «Рынок находится в ожидании оттепели. Мы надеемся на возобновление госпрограммы с поддержкой автокредитования», — отметил Андрей Коченков. Но долгожданная оттепель может начаться не раньше осени, считают эксперты.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Рынок автокредитования фактически начал работать на холостых оборотах. «Заградительные» процентные ставки и острый дефицит новых автомашин в салонах заморозили выдачу авто-ссуд. В ближайшее время эксперты ожидают активизации сегмента кредитования автомобилей с пробегом и появления новых финансовых продуктов. Фото: Геннадий Черкасов Разворот рынка В начале текущего года на авторынке царил оптимизм. Объем выданных россиянам кредитов на покупку автомобилей в 2021 г. впервые превысил 1 трлн руб. По данным «Автостата», в январе на покупку новых автомашин россияне потратили около 188 млрд руб., что на 10% больше, чем в январе 2021 г. 68% всех денег ушло в сегмент SUV (кроссоверы и внедорожники). «Европейцы» по продажам уступили «корейцам» (23,8 тыс. единиц против 22,4 тыс.), а китайские марки «в деньгах» опередили российские (19,1 млрд руб. против 16,8 млрд). Благодушие улетучилось 24 февраля. Как сообщила «МК» пресс-служба РГС Банка, на фоне начала военной спецоперации на Украине и волатильности курсов валют наблюдался резкий всплеск выдач автокредитов. Люди старались сохранить свои накопления за счет крупных покупок, в т.ч. автомобилей, которые старались приобрести по пока еще доступным ценам и прежним кредитным ставкам. Но уже с 1 марта, после двукратного роста ключевой ставки ЦБ с 9,5% до 20%, спрос и выдачи резко упали: ежедневный поток заявок сократился примерно наполовину по сравнению с началом февраля, а ежедневные выдачи рухнули в 4 раза. Как сообщил «МК» директор по развитию бизнеса МС Банк Рус Андрей Коченков, сейчас процентные ставки по автокредитам ушли в диапазон 25–35% годовых. «Фактически это заморозка потребительского кредитования. Да, есть выдачи ссуд и по таким ставкам, но они носят кратковременный характер, то есть граждане берут и сразу закрывают кредит. Кроме того, приостановлены логистические цепочки поставки автомобилей, что увеличивает цены на отпускные цены и «остужает» рынок автокредитов», — пояснил банкир. По оценке автодилеров, за месяц новые легковые автомобили подорожали в среднем на 50%. Наценка на популярные модели составила 30%, но некоторые авто за месяц прибавили в стоимости 60%. Для сравнения, за 12 месяцев прошлого года средний ценник новой легковушки увеличился на 18%. Три беды В ближайшие месяцы активность покупателей заметно снизится, уверены аналитики. Во-первых, к открытию летнего сезона машины по традиции подорожают. А в условиях падающей экономики и реальных доходов желающих взять автозаем поубавится. Во-вторых, из-за «заградительных» ставок по ссудам банки ужесточают оценку платежеспособности потенциальных заемщиков. Покупать автомобиль в кредит под такие высокие процентные ставки качественные и ответственные клиенты точно не станут. Не случайно ряд лидеров быстро сворачивают свою работу. Так, банк «Сетелем» накануне повышения ключевой ставки ЦБ дальновидно закрыл сразу пять своих программ. Другие банки из-за высоких кредитных рисков и вовсе заморозили выдачи «до лучших времен». В-третьих, на рынок автокредитов все сильнее давит острый дефицит новых автомобилей в дилерских центрах. Найти в салоне машину нужной модели, цвета и комплектации сейчас очень сложно. При этом ассортимент новых автомобилей постоянно сокращается, а санкционное давление на зарубежные компании и банки, работающие в РФ, напротив, растет. Так, Фольксваген-банк, Мерседес-банк Рус, БМВ-банк перестали выдавать новые автокредиты после приостановки деятельности материнских автоконцернов на российском рынке. Их понять можно. Какой смысл работать без новых автомобилей в салонах? По мнению директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, выдачи автокредитов сокращаются в первую очередь из-за дефицита новых автомобилей и запасных частей к ним. Напомним, в середине марта в России из 14 крупных производителей автомобилей работали только 4 завода (УАЗ, Nissan, «ПСМА Рус» и Haval), а многие глобальные автобренды прекратили поставки техники в нашу страну. Прогноз на лето Несмотря на сжатие платежеспособного спроса и дефицит машин, ставить крест на рынке автокредитования не стоит. Напомним, что в 2008 году он обвалился на 50%, в 2014 году — на 25%. Но затем быстро восстанавливал объемы и развивался дальше. Ведь автоссуды являются востребованным продуктом: для многих людей это единственный вариант совершить крупные покупки. Как отметили в пресс-службе РГС Банка, с учетом обострения геополитической ситуации, ослабления рубля, введения санкций и ухода с рынка ряда международных автоконцернов дефицит машин на рынке только усилится, причем не только по новым авто, но и в сегменте авто с пробегом из-за отсутствия притока «свежих образцов», а цены продолжат расти. В 2022 году российский автомобильный рынок столкнулся с новыми вызовами. Насколько велика будет его «просадка», пока не ясно. По прогнозу аналитиков ВТБ, в текущей ситуации фокус внимания автолюбителей еще больше сместится в сторону подержанных машин, Как следствие, более динамично начнет развиваться сегмент кредитования машин с пробегом. Более внимательный подход покупателей к выбору машины ускорит переход рынка от операций между физлицами в сегмент сделок между организациями и клиентами. Кроме того, следует ожидать появления и развития новых финансовых инструментов. К примеру, большие надежды банкиры возлагают на продукт, предоставляющий клиентам возможность получить деньги на руки на любые цели под залог имеющегося автомобиля. По оценке ВТБ, широкое распространение также могут получить программы автокредитования с отложенным залогом. Они подразумевают передачу клиентом транспортного средства в залог банку спустя некоторое время после сделки и сохранение более низкой ставки по кредиту, чем при отсутствии залога. «Рынок находится в ожидании оттепели. Мы надеемся на возобновление госпрограммы с поддержкой автокредитования», — отметил Андрей Коченков. Но долгожданная оттепель может начаться не раньше осени, считают эксперты.

Ключевые слова: новости, Авто

СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ

Автоэксперт объяснил, можно ли платить транспортный..

Водитель задом наперед перевернул знак «Стоянка запрещена» и припарковался: какое наказание ему грозит? Движение по полосе для маршрутных транспортных средств: может ли штраф за одно нарушение достигать...... Подробнее

Во дворах домов, построенных в 1980–1990-х, начали..

Знаки, запрещающие остановку транспорта, в этом году начали устанавливать на въездах во дворы. Пока что это относится лишь к некоторым районам позднесоветской жилой застройки: автомобилистам не разрешают...... Подробнее

Автопродление «прав» завершается в декабре: водителей..

Обладатели водительских удостоверений, срок действия которых истекает 1 января 2026 года и позже, скорее всего, не получат отсрочки на три года в продлении документов. Это следует из действующих постановлений...... Подробнее

Похожие новости

0

Комментарии

       

СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО

Эксперты РОИ встали на защиту стритрейсеров - «Авто»..

На защиту стритрейсеров встали эксперты Российской общественной инициативы. Они предложили легализовать уличные гонки. По инициативе сейчас проводится голосование на портале РОИ. ...... Подробнее

Эксперты рассказали, как избежать обмана при покупке..

Курс доллара вернулся к докризисным значениям, но ценники в автосалонах остаются космическими — с поставками-то все равно напряженка. Значит, многим, кто планировал, но не успел купить новый автомобиль,...... Подробнее

Эксперты оценили вероятность кризиса рынка такси и..

Экономическая ситуация в России может привести к краху сформировавшегося в 2010-е годы рынка такси в мегаполисах и возвращении черных извозчиков - «бомбил». Об этом говорят представители отрасли, указывая...... Подробнее