Выплату за заключение контракта на военную службу..
Фото: Сергей Аксенов/Telegram Симферополь, 24 сентября. Власти Крыма с сегодняшнего дня увеличили выплату за заключения контракта на военную службу.... Полностью
Фото: Сергей Аксенов/Telegram Симферополь, 24 сентября. Власти Крыма с сегодняшнего дня увеличили выплату за заключения контракта на военную службу.... Полностью
Симферополь, 29 сентября. В Крыму ограничили продажу топлива на заправках 30 литрами в одни руки. Об этом у себя в телеграм-канале написал глава... Полностью
Фото: Крыминформ Симферополь, 20 октября. Власти Крыма увеличили суточный лимит на продажу топлива на АЗС до 30 литров на человека. Об этом сообщил... Полностью
Трамп планирует нанести наземные удары по территории Венесуэлы под предлогом борьбы с наркоторговцами. Президент США говорит, что "может пойти... Полностью
Администрация Трампа одобрила расширение бурения нефтяных и газовых скважин в Арктическом национальном заповеднике дикой природы Аляски (ANWR), что... Полностью
В глубинах океана зарождается новое соперничество между США и Китаем. Две самые могущественные страны мира изучают возможность глубоководной добычи... Полностью
Колумбия осудила авиаудары США по судам, предположительно причастным к контрабанде наркотиков у берегов Южной Америки, и призвала Вашингтон... Полностью
Неутомимый маятник Трампа достиг очередной критической точки в отношениях с российским президентом Путиным. Главе Белого дома было предложено три... Полностью
В ночь на 23 октября в Копейске Челябинской области, на территории одного из предприятий, прогремели мощные взрывы. Вскоре губернатор Челябинской... Полностью
Администрация президента США Дональда Трампа предприняла ряд резких шагов, обозначивших поворот к жесткой конфронтации с Москвой. Ключевым сигналом... Полностью
Настасья Филипповна. Она же основательница ансамбля «Березка» — Надеждина. Она же — воровка. Она же — Джулия Лэмберт. И все эти разные женщины — в руках одной роковой красавицы — актрисы Вахтанговского театра Лидии Вележевой. А сегодня она отмечает юбилей — 55. И не думает скрывать возраста.

Понимаю, когда говорят: «У Вележевой плохой характер»
— Лида, в прошлом сезоне в театре ты сыграла роль Джулии Лэмберт в спектакле «Театр» (режиссёр Ольга Субботина). Чему такая роль может научить актрису, которая сама — театр?
— Конечно, отпечатки от роли остаются. Все актрисы уверяют, что готовы сыграть Джулию. Да, актриса играет свой театр в жизни, но это не значит, что она лицемерит. На данный момент я очень рада этой работе, потому что, когда ты уже прожил какое-то время с запахом театра, кулис, много чего в нем понимаешь…
Как я говорю: всему свое время, и роль будет твоей. Если роль не приходит — значит, не судьба. Вот Джулия Лэмберт ко мне пришла. А я не хожу, не прошу ролей.
— Какая же актриса, прости меня, признается, что бьется за роли?
— Никогда не бьюсь, и в театре об этом знают все, кто по другую сторону кулис — гримеры, костюмеры: чтобы получить какую-то роль, я в интригах не участвовала, никогда так себя не проявляла. И когда вижу это у других, то про себя произношу: «Как же человек, как актера, себя не уважает». Так же и в кино: если режиссер меня не видит, я не буду настаивать, вызванивать, обивать пороги.
— А если отняли роль?
— А у меня их и не отнимали. Я отдавала. У нас в Щукинском училище был феерический спектакль «Зойкина квартира» в постановке Гария Черняховского и художника Олега Шейнциса. Я в нем не играла по семейным обстоятельствам, но когда Михаил Александрович Ульянов решил взять его на основную сцену Вахтанговского, меня срочно ввели на роль Манюшки. Гарий тогда сказал: «Лида, ты знаешь спектакль, знаешь структуру — выручи, актриса заболела». Конечно, я сыграла, понимая, что роль Манюшки — прекрасная, но не моя. И Ульянов после премьеры меня поздравил, но я отдала роль другой актрисе.
У меня такой характер, что могу честно это признать, а не лукавить. Я не пожиратель в театре, не интригую, может быть, поэтому многого и не имела. То, что мне суждено, сыграла и, думаю, еще сыграю.

— Как же с таким характером сохранить, не потерять себя в этой компромиссной профессии?
— Сложно. Но тогда я не думала об этом. Я — человек интернатовский, и коллективное сознание многому меня научило: не лукавить, быть справедливым — везде и преданным делу. Не делать пакостей, потому что тут же будет «темная». Если вижу несправедливость или какое-то хамство — даю отпор. И поэтому понимаю, когда обо мне говорят, что «у Вележевой плохой характер».
Мама не Кармен, а передовик
— Жутковато звучит — «мое интернатское прошлое». Воображение рисует совсем нерадостную картину: родители сдали ребенка, бросили… Как ты то оказалась в интернате?
— Люди часто именно так и думают. Мы жили в Киеве, мама была передовиком на табачной фабрике, лидером цеха.
— Красавица с табачной фабрики — да твоя мама просто Кармен.
— Смешно сказала. Маму уважали на фабрике, ценили, и работницы, когда их просили выйти дополнительно на смену, обычно говорили: «Если Любка Вележева выйдет, то и мы тоже». Мама не хотела нас с сестрой (мы двойняшки) отдавать в интернат, но когда она собралась уйти с фабрики, чтобы больше нами заниматься, директор не хотел ее отпускать и предложил помощь — устроить детей в интернат.
Кстати, моя сестра Ира родилась в роддоме 2 октября 13-м по счету ребенком, а я — 13-А. С тех пор 13 — мое любимое число. В общем, директор договорился с интернатом, и половину за нас платил профсоюз, а половину — мама. И когда она после третьего класса хотела нас забрать, мы с сестрой категорически отказались.
— Такой золотой казенный дом был? Лучше, чем дома?
— Он не золотой, но (я уже тогда это понимала) очень хороший. В нем не было никакой дедовщины. «Темные» — это когда не били, но если ты сделал мерзкий поступок (например, украл с тумбочки соседа конфеты), с тобой просто не разговаривали. Все!
У нас были прекрасные педагоги — две сестры-китаянки — и прекрасные директор школы и завуч, которые любили детей и делали все, чтобы полные сироты (а их было у нас немало) не чувствовали себя обделенными и убогими. Поэтому любовь к людям тоже у меня оттуда.
— Интернат — это школа жизни? Твои главные уроки?
— Это школа жизни. Повторюсь — честность, коллективизм. Я за любой шухер кроме голодовки. Я не пройду мимо, не смогу не протянуть руку помощи. Даже врагу, как ни странно: если знаю, что человек, который позвонил и попросил помощи, меня не любит, все равно помогу. Еще открытость. Подход к делу не с холодным носом. За что бы я ни бралась, я старалась делать хорошо и доходила до конца.
В интернате я много чему научилась: у меня были кружки бального и народного танца, музыкальная студия, духовой оркестр. А китайский язык — так вообще с первого класса.
С 11 лет я снималась в кино
— Находясь с Вахтанговским театром на гастролях в Китае, ты понимала язык? Получается, что ты едва ли не единственная российская актриса, которая может поддержать разговор на редком языке.
— Когда мы приехали на гастроли в Китай, мне было интересно, вспомню ли я язык и поймут ли меня? Сначала ничего не понимала, но когда нашему переводчику стала читать стихотворение, которое вспомнила, он сказал, что у меня поразительный классический акцент. Знаю простые фразы, но писать иероглифами я могу очень быстро, потому что каллиграфия у меня за годы уже отработана. Быстро, как кисточкой, могу переписать текст.
Но в интернате я не понимала, насколько это редкий язык, который со временем станет у нас чуть ли не номером один. Но если бы понимала, все равно не пошла бы по этой линии. Я любила выступать, занималась во всех кружках, фигурным катанием. Когда зимой возле интерната заливали каток, я красиво одевалась, выезжала, красиво раскинув руки, и объявляла: «Выступает Лидия Вележева. Советский Союз!!!»
Нет, другого пути у меня не было. Ведь я с 11 лет уже снималась в кино — у Радомира Борисовича Василевского в фильме «Ожидание» на Одесской киностудии. И вот что значит судьба: там же, на Одесской киностудии, я впервые увидела Лену Демченко, которая потом стала женой Сережи, который тогда еще не был тем самым Маковецким.
А мою бабушку в картине играла прекрасная актриса Вахтанговского театра Лариса Алексеевна Пашкова, она же преподавала в театральном институте. И когда я приехала в Москву, поступать в «Щуку», она у меня принимала экзамен. Увидев ее, я так растерялась… И она меня узнала и поняла мою растерянность. Сразу отправила к Алле Александровне Казанской в 22-ю аудиторию, которая как раз набирала курс. «Ты будешь ей читать, и если ей понравишься, она тебя возьмет». И я через 20 минут уже читала Казанской.
Алла Александровна — мой Учитель. Я понимаю, что люди, которые приходят в твою жизнь, не случайные. Благодаря Алле Александровне и Ларисе Алексеевне Пашковой во многом сложилась моя жизнь. И благодаря им я выхожу на сцену, играю с партнерами, я в этой профессии — скажи, кому я должна быть благодарна? Им, и Алле Александровне Казанской в первую очередь — она меня слепила. А дальше был обжиг, который проходит непосредственно в театре, куда мы все приходим сырые.
Яковлев сказал: «Я ладошку подложу»
— Каким был твой обжиг?
— В тот год Михаил Александрович Ульянов, который уже стал худруком театра, сам приглашал молодых артистов. Но когда он меня взял, я долго не играла, больших ролей не было. «Как же так, — думала я, — ведь после училища меня брали все театры Москвы». Задумалась: «А чего я здесь делаю?» — и пошла к Ульянову. Мы очень хорошо с ним поговорили, но он меня не отпустил — я же хотела уйти. Хотя другому артисту, который пришел со словами: «Вот я ничего не играю…», он тут же подписал заявление. А мне он сказал: «Не уходи. Твое время придет».
— И пришло?
— Пришло. Меня заметил Петр Наумович Фоменко, когда начал делать своих знаменитых «Без вины виноватых».
— Это правда, что Юрий Яковлев попросил Римаса Туминаса, который начал делать свою «Пристань», дать ему в партнерши именно тебя? Такое практикуется, чтобы не режиссер, а актер выбирал актрису по себе? Тем более, что в «Пристани» была его последняя роль.
— Римас Туминас готовил к 90-летию театра спектакль «Пристань», и он сказал нашим народным артистам: «У меня есть свои задумки, но вы сами приносите то, что бы хотели сыграть». И Юрий Васильевич сначала принес «Ромула Великого» Дюрренматта, где я должна была играть его жену. Но после нескольких разминочных репетиций (причем с другим режиссером) Юрий Васильевич отказался. Он вообще объявил, что хочет уйти из профессии — не знаю, что на него нашло? И я тогда пошла к Римасу Владимировичу: «Сделайте что угодно, но придумайте для Юрия Васильевича что-нибудь. Это та фигура, без которой невозможно 90-летие театра».
Прошло время, и меня нашел Яковлев: «Лидуша, я нашел отрывок. Ты бы не согласилась стать моей партнершей?» Я думала, что ослышалась: «Я???» — «Да. Я думал и решил, что это должна быть ты». Это чрезмерный подарок для меня, гордость, что такого уровня актер будет твоим партнером: «Такой актер, а пафоса-то — ноль».
— Как молодой актрисе играть с великими? Это серьезно: от одной ответственности можно провалиться.
— У меня было чувство, что я сдаю экзамен — для себя. И страх был перед Юрием Васильевичем. На сцене он мог просто молчать, но ты понимал, что сейчас откроется какая-то невероятная энергетическая струя, в которой он куда-то уплывет. Я ему даже говорила: «Юрий Васильевич, мне страшно». — «Не бойся, я ладошку подложу». В день спектакля он всегда ждал моего звонка по телефону, и не дай бог, если я ему не позвоню — у нас так шел настрой еще до, еще за кадром. За кулисами встречались уже загримированными, шутили, как будто в этот день перед спектаклем кидали друг другу солнечный зайчик.
Когда у меня умер отец, а на следующий день после похорон играли «Пристань», у меня на спектакле дрожали руки, дрожал голос, текли слезы там, где они были совсем не нужны. Он на меня смотрел, и я видела, как он меня подхватывает. И вот тогда я поняла, что значит «подложить ладошку». После спектакля, который прошел совсем по-другому, он сказал: «Лидуша, я все понимаю. Но мы должны себя сдерживать». И объяснил, что в жизни горя много, неприятностей много, надо сдерживать себя — иначе сердце не выдержит.
Вот сейчас Андрюша Ильин, могу сказать, для меня прекрасный партнер: он легкий, а я люблю легких партнеров, даже если играешь трагедию. А в кино…
«Воровка» помогла Настасье Филипповне
— А в кино у тебя ведь было два потрясающих партнера — в сериале «Идиот». Владимир Машков и Евгений Миронов.
— Они хорошие, профессиональные очень и очень юморные. Только с их легкостью и можно было выходить на площадку. Вовка мне все время шептал: «Королева! Я — дельфин». А тут уже команда «Мотор!» «Камера!», и он мне: «Поплыли».
По своему опыту скажу — чем меньше пафоса, тем больше актер. Встречаются пафосные коллеги, но что Володя, что Женя — это не про них. Когда собирались ставить этот сериал, я знаю, что уже в «пакете» были и Женя, и Володя: на их роли не пробовался никто, на остальные же раскладывался пасьянс из известных.
Не помню, где мы с Лешей (муж Алексей Гуськов - М. Р. ) были, но встретили там Алексея Васильевича Петренко. Он рассказал, что утвержден в «Идиоте» у Бортко, потом вдруг замолчал, посмотрел на меня внимательно: «А вы знаете, Бортко ищет Настасью Филипповну, никак не может найти. Столько претенденток просмотрел».
А я — не пиранья, не схватилась тут же за информацию, типа «оп — моя!», и надо быстро действовать — звонить, давить, встречаться… Но почему-то через какое-то время меня вызвали на пробы. Сначала подумала, что Петренко сказал режиссеру. «Не я», — открестился он. Потом узнала, что главный ассистент по актерам увидела меня на экране в сериале «Воровка» и тут же позвонила Бортко: «Владимир Владимирович, срочно включите 2-й канал, идет сериал, посмотрите на актрису». Он посмотрел и тут же: «Немедленно звоните ей». Так я оказалась на «Идиоте».
Достоевский — это страсть, объем, глубина, темнотища русской души, и я давай это играть — эх, бубенчики мои… На что Бортко сказал: «Не-не-не, это не Пырьев». «А как надо?» — спросила я. — «В сто раз быстрее. Тут не театр».
— А ты знала, что в Вахтанговском театре работала Настасья Филипповна №1 — Юлия Константиновна Борисова?
— Конечно, Юлия Константиновна, когда узнала об этом, отреагировала так: «Да-да, я слышала. Я за вас рада, но могу сказать одно: не надо играть так, как играла я». — «Почему?» — «Это было другое время». Как-то мы летели с ней на гастроли, она позвала меня в бизнес-класс, сказала, что хочет со мной поговорить. «Знаете, вы настолько яркая… Вам бы режиссера по жизни, который бы вел вас всегда. Я вижу, что вы скромничаете с вашей красотой».
— Да, нельзя быть красивой такой. Но я о другом — почему-то ты, извини, не говоришь о другом своем партнере, муже — Алексее Гуськове?
— Называть его мне было бы неловко. Леша правда очень хороший партнер. Хочу повторить, что для меня легкий партнер тот, у кого нет короны на голове. Как только партнер сложный — все, корона: не видит тебя в упор, не чувствует нюансов процесса, он — все сам, а остальные должны подбрасывать ему текст. А Леша мой без короны, он чувствует меня, понимает хорошо. Вроде бы муж, но, когда мы работаем, так просит что-то попробовать: «Лида, а ты не могла бы попробовать по-другому?» А не в повелительном наклонении, типа, «давай».
— Алексей Гуськов обладает еще одной важной профессией — он продюсер в кино. Как насчет попросить у мужа роль, а лучше — две?
— Нет, просить стыдно. Я как актриса себя перестану уважать. Рассказываю историю: Александр Наумович Митта запускает с Лешей картину, где Леша был продюсером. Мне позвонил Митта — попросил прочитать сценарий. Читаю, прекрасный, но говорю Леше, что не буду сниматься. И потом объяснила и ему, и Александру Наумовичу, что там должна быть не броская, как я, актриса, а мягкая, как акварель. «А знаешь, ты права, — сказал он. — Ты задавишь внешностью и ее (героиню), и его (героя)». Вот мой ответ на вопрос «тянет ли меня Леша и прошу ли я у него ролей».
Не дружим по расчету
— В своё время у нас был прекрасный директор Исидор Михайлович Тартаковский, он мне говорил: «Ну что ты за всех просишь? Попроси хоть что-нибудь для себя». — «Мне ничего не надо». — «Не верю». Мне за себя просить — стыд. За другого — не стыдно, но как только что-то касается меня — передо мной шторка падает.
— А за тебя кто-нибудь когда-нибудь просил?
— Никогда. Роли я действительно не выпрашивала, квартиры уходили мимо меня, когда была возможность их выделять для театра. Помню, как в 90-е Михаил Александрович Ульянов сказал на собрании, что на Арбате строится дом, и по себестоимости (тогда это были небольшие деньги) можно получить квартиру. «Дорогие коллеги, — сказал он, — в первую очередь получат те, кто действительно нуждается. Поэтому приносите документы». И могу сказать, что по плохим условиям на первом месте стоял Сережа Маковецкий, который в то время жил в общежитии, а на втором — Лида Вележева. Мы с Лешей жили в коммуналке на Хорошевском шоссе, и второй ребенок у нас уже родился. Так вот, ни Сережа Маковецкий, ни Лида Вележева квартиры не получили. И тогда я поняла, что несправедливость — она всегда идет по жизни с человеком.
— Тебя огорчает, что ты не можешь за себя просит ?
— Не то что огорчает… Мне больно, что люди корыстны в чем-то. Я ни на кого не обижаюсь, как говорится, Господь и время рассудят. Что-то взял — что-то отдал: так тоже говорят.
— Вот если бы сейчас на столе лежала Библия и тебе предложили поклясться на ней, что в твоей жизни никогда не было корыстного поступка, поклялась бы?
— Кладу руку на стол - как на Библию, и говорю: «Я не корыстна». Я не потребитель по жизни и не умею дружить по расчету. Если дружу, то дружу и открываю свое сердце, протягиваю руку. Мне ничего от человека не нужно. Но как только я вижу, что мы с мужем для кого-то как свадебные генералы (а я вижу это сразу), человека из своей жизни отодвигаю. Не надо, зачем? Мне потом самой же будет стыдно и некомфортно.
— Цифра 13-А, данная тебе в роддоме при рождении через пять минут после появления на свет сестры-двойняшки, не пугает тебя?
— Нет, моя любимая. Если поезд 13 — это мой, и место 13-е мое будет. И день рождения театра — 13 ноября. Кругом 13. У меня нет страха: ну родилась девочка в этот день, в этом роддоме, была по счету 13-А, а не 14-я, 15-я или 16-я. И адрес Вахтанговского театра — Арбат, 26. То есть 13+13 — понимаешь? Мне нравится.
— А тебе нравится цифра 55?
— А я и не скрываю, что мне 55. И не скрываю, что я - бабушка. И свою любимую внучку Стешу прошу называть меня не Лидой, а бабушкой. Это так прекрасно звучит.
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ
Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее
Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее
В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее
В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее
Посетить Большой театр и окунуться в атмосферу высокого искусства — большое удовольствие. Но что делать, если жизнь нарушила твои планы: заболел человек, экзамен перенесли или какое другое ЧП. И тогда встречу с... Подробнее
Посетить Большой театр и окунуться в атмосферу высокого искусства — большое удовольствие. Но что делать, если жизнь нарушила твои планы: заболел человек, экзамен перенесли или какое другое ЧП. И тогда встречу с... Подробнее
СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО
Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее
Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее
12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее
12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее
Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее
Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее
Комментарии