Уральский филиал ГМИИ Пушкина послал сигнал SOS: здание в аварийном состоянии - «Культура» » Политический Эксперт

Уральский филиал ГМИИ Пушкина послал сигнал SOS: здание в аварийном состоянии - «Культура»

Уральский филиал ГМИИ им. Пушкина находится в аварийном состоянии. Прежде первая институция Екатеринбурга, начавшая работать с современным искусством, была в подчинении Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). В 2016-м она утратила самостоятельность и вошла в состав РОСИЗО, а в 2020-м передана в подчинение Пушкинского музея. Несмотря на все административные рокировки, здание на улице Добролюбова многие годы оставалось точкой притяжения для интеллектуальной публики и местом, где ковалась культура будущего в регионе. Отсюда растут ноги Уральской индустриальной биеннале, которая с годами стала самым масштабным арт-смотром России. Тем не менее исторический дом, который занимает музей, находится в аварийном состоянии, а сейчас ему предлагают переехать в другое здание. Но все варианты еще хуже нынешнего.


Уральский филиал ГМИИ Пушкина послал сигнал SOS: здание в аварийном состоянии - «Культура»

Здание земской школы на Добролюбова

Первый музей современного искусства в Екатеринбурге появился в 1999 году. В 2011 году он занял двухэтажное кирпичное здание на улице Добролюбова, построенное в 1911–1915 годах по проекту городского архитектора Ивана Янковского. До революции там располагалась земская школа, да и после здание использовалось для образовательных функций. Известно, что там выступал нарком просвещения Анатолий Луначарский. После распада Советского Союза школа продолжала действовать, пока здание не пришло в упадок — тогда его передали музею. Люди искусства привели дом в более-менее приличное состояние, но полноценного ремонта здесь проводить нельзя, поскольку здание является памятником истории и имеет охранный статус. 



Здание снаружи



По сути, здание сохранило свои образовательные функции и по сей день. Среди прочего здесь регулярно работает «Лаборатория молодого художника», где все желающие в возрасте от 18 до 38 лет в течение трех месяцев могут учиться создавать современное искусство под кураторством уже состоявшихся художников. Именно эта площадка была дискуссионной платформой, где определялась концепция Уральской биеннале и сейчас в рамках события здесь представили 40-минутный фильм «Дыхание сажи» Арджуна Ноймана и Денизы Феррейра да Сильвы о нежности. Видео отвечает идее нынешнего арт-смотра, основанной на романе Евгения Замятина «Мы»: авторы предлагают отключить логику и разум и почувствовать нежность через образы природы и индустриальные пейзажи. Фильм представлен в уютной комнате на первом этаже, где можно расположиться на зеленом ковре, прилечь на подушки и отдаться эмоциям. А на втором этаже проходит выставка «Приоткрытые архивы», которая своим названием напоминает о дискуссионной платформе «Приоткрытые понедельники». С 2006 по 2012 год в ее рамках проходили встречи, где говорили о мировом современном искусстве и думали, как перенести этот опыт на уральскую землю. И придумали…



Проект реставрации


Помимо документов, рассказывающих творческую историю места, выставлены материалы, связанные с ситуацией вокруг здания. Среди них — копия учетной карточки памятника, датированная 2001 годом, которая подтверждает охранный статус здания. Из документа следует, что двухэтажное здание почти не меняло свой облик. В 1972 году были убраны печи, в зале на первом этаже ликвидирована сцена, а в 1980-х со стороны восточного фасада было заложено окно. Реставрационных работ здесь никогда не проводилось, хотя проект восстановления памятника был подготовлен. Его закончили в 2015 году. Предполагалось бережно восстановить здание, а вокруг создать современную обстановку для общения и выставок — прозрачный навес, две сцены, зона отдыха с удобными мобильными конструкциями, которые можно было бы трансформировать под разные нужны. Но денег на воплощение проекта так и не нашлось. И сейчас перспектив нет, музею предлагают покинуть аварийное здание и занять другое. Только вот все предложенные варианты в еще более сложном состоянии, чем историческое здание школы.



Внутри музея



— Здание было аварийным, уже когда мы туда заехали, — рассказывает директор музея Алиса Прудникова. — Проект реставрации 2015 года можно было бы реализовать. Только теперь федеральные деньги никто не готов выделять, потому что здание муниципальное и в безвозмездной аренде на 49 лет.



Инсталляция «Точка зрения» в парке



Рядом с музеем есть парк современного искусства, где в прошлом году в рамках фестиваля стрит-арта «Чо» появилась инсталляция Артема Стефанова «Точка зрения». Сбоку конструкция смотрится как абстракция, но стоит занять определенную точку, как она превращается в глаз. Территория парка на берегу реки Исеть обустроена: здесь есть современные спортивные площадки, качели и стильные клумбы. 



Образ собирается в конкретную картинку только в определенной точке



— У здания замечательная локация в самом центре, и горожане уже успели привыкнуть к тому, что филиал находится именно здесь, — говорит «МК» замдиректора по региональному развитию ГМИИ им. Пушкина Екатерина Кочеткова. — Разработанный несколько лет назад проект, к сожалению, не может быть осуществлен сегодня, хотя отдельные его элементы, вероятно, могли бы воплотиться в жизнь. Мы ведем совместную работу с властями города и региона по поиску возможных решений, но альтернативные варианты также потребуют серьезной реконструкции. К сожалению, нет готового здания, в которое можно было бы въехать и сразу начать делать в нем выставки и приглашать зрителей.



Парк современного искусства рядом со зданием Уральского филиала ГМИИ



Кроме того, существует стратегический вопрос о том, какая именно площадка нужна филиалу: для Уральской биеннале нужны большие пространства, но в ежедневной жизни филиала их будет тяжело поддерживать и наполнять жизнью. Ясно одно: филиалу необходим удобный и красивый дом, и мы сделаем всё для его появления и преображения.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Уральский филиал ГМИИ им. Пушкина находится в аварийном состоянии. Прежде первая институция Екатеринбурга, начавшая работать с современным искусством, была в подчинении Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). В 2016-м она утратила самостоятельность и вошла в состав РОСИЗО, а в 2020-м передана в подчинение Пушкинского музея. Несмотря на все административные рокировки, здание на улице Добролюбова многие годы оставалось точкой притяжения для интеллектуальной публики и местом, где ковалась культура будущего в регионе. Отсюда растут ноги Уральской индустриальной биеннале, которая с годами стала самым масштабным арт-смотром России. Тем не менее исторический дом, который занимает музей, находится в аварийном состоянии, а сейчас ему предлагают переехать в другое здание. Но все варианты еще хуже нынешнего. Здание земской школы на Добролюбова Фото: Мария Москвичева Первый музей современного искусства в Екатеринбурге появился в 1999 году. В 2011 году он занял двухэтажное кирпичное здание на улице Добролюбова, построенное в 1911–1915 годах по проекту городского архитектора Ивана Янковского. До революции там располагалась земская школа, да и после здание использовалось для образовательных функций. Известно, что там выступал нарком просвещения Анатолий Луначарский. После распада Советского Союза школа продолжала действовать, пока здание не пришло в упадок — тогда его передали музею. Люди искусства привели дом в более-менее приличное состояние, но полноценного ремонта здесь проводить нельзя, поскольку здание является памятником истории и имеет охранный статус. Здание снаружи Фото: Мария Москвичева По сути, здание сохранило свои образовательные функции и по сей день. Среди прочего здесь регулярно работает «Лаборатория молодого художника», где все желающие в возрасте от 18 до 38 лет в течение трех месяцев могут учиться создавать современное искусство под кураторством уже состоявшихся художников. Именно эта площадка была дискуссионной платформой, где определялась концепция Уральской биеннале и сейчас в рамках события здесь представили 40-минутный фильм «Дыхание сажи» Арджуна Ноймана и Денизы Феррейра да Сильвы о нежности. Видео отвечает идее нынешнего арт-смотра, основанной на романе Евгения Замятина «Мы»: авторы предлагают отключить логику и разум и почувствовать нежность через образы природы и индустриальные пейзажи. Фильм представлен в уютной комнате на первом этаже, где можно расположиться на зеленом ковре, прилечь на подушки и отдаться эмоциям. А на втором этаже проходит выставка «Приоткрытые архивы», которая своим названием напоминает о дискуссионной платформе «Приоткрытые понедельники». С 2006 по 2012 год в ее рамках проходили встречи, где говорили о мировом современном искусстве и думали, как перенести этот опыт на уральскую землю. И придумали… Проект реставрации Помимо документов, рассказывающих творческую историю места, выставлены материалы, связанные с ситуацией вокруг здания. Среди них — копия учетной карточки памятника, датированная 2001 годом, которая подтверждает охранный статус здания. Из документа следует, что двухэтажное здание почти не меняло свой облик. В 1972 году были убраны печи, в зале на первом этаже ликвидирована сцена, а в 1980-х со стороны восточного фасада было заложено окно. Реставрационных работ здесь никогда не проводилось, хотя проект восстановления памятника был подготовлен. Его закончили в 2015 году. Предполагалось бережно восстановить здание, а вокруг создать современную обстановку для общения и выставок — прозрачный навес, две сцены, зона отдыха с удобными мобильными конструкциями, которые можно было бы трансформировать под разные нужны. Но денег на воплощение проекта так и не нашлось. И сейчас перспектив нет, музею предлагают покинуть аварийное здание и занять другое. Только вот все предложенные варианты в еще более сложном состоянии, чем историческое здание школы. Внутри музея Фото: Мария Москвичева — Здание было аварийным, уже когда мы туда заехали, — рассказывает директор музея Алиса Прудникова. — Проект реставрации 2015 года можно было бы реализовать. Только теперь федеральные деньги никто не готов выделять, потому что здание муниципальное и в безвозмездной аренде на 49 лет. Инсталляция «Точка зрения» в парке Фото: Мария Москвичева Рядом с музеем есть парк современного искусства, где в прошлом году в рамках фестиваля стрит-арта «Чо» появилась инсталляция Артема Стефанова «Точка зрения». Сбоку конструкция смотрится как абстракция, но стоит занять определенную точку, как она превращается в глаз. Территория парка на берегу реки Исеть обустроена: здесь есть современные спортивные площадки, качели и стильные клумбы. Образ собирается в конкретную картинку только в определенной точке Фото: Мария Москвичева — У здания замечательная локация в самом центре, и горожане уже успели привыкнуть к тому, что филиал находится именно здесь, — говорит «МК» замдиректора по региональному развитию ГМИИ им. Пушкина Екатерина Кочеткова. — Разработанный несколько лет назад проект, к сожалению, не может быть осуществлен сегодня, хотя отдельные его элементы, вероятно, могли бы воплотиться в жизнь. Мы ведем совместную работу с властями города и региона по поиску возможных решений, но альтернативные варианты также потребуют серьезной реконструкции. К сожалению, нет готового здания, в которое можно было бы въехать и сразу начать делать в нем выставки и приглашать зрителей. Парк современного искусства рядом со зданием Уральского филиала ГМИИ Фото: Мария Москвичева Кроме того, существует стратегический вопрос о том, какая именно площадка нужна филиалу: для Уральской биеннале нужны большие пространства, но в ежедневной жизни филиала их будет тяжело поддерживать и наполнять жизнью. Ясно одно: филиалу необходим удобный и красивый дом, и мы сделаем всё для его появления и преображения.

Ключевые слова: новости, Культура

СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ

В Музее Победы презентовали картину о джаз-оркестре на..

Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее

Герои документальных фильмов пребывают в состоянии..

В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее

«Тоска» обернулась тоской и мукой: возвратить билет в..

Посетить Большой театр и окунуться в атмосферу высокого искусства — большое удовольствие. Но что делать, если жизнь нарушила твои планы: заболел человек, экзамен перенесли или какое другое ЧП. И тогда встречу с... Подробнее

Похожие новости

0

Комментарии

       

СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО

Юркисс снимает новый клип - «Культура - видео»..

Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее

Юрий Поляков сравнил смену руководства МХАТа с..

12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее

Юрий Дудь может сняться в кино про летчиков -..

Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее