Еврейское счастье Соломона Михоэлса - «Культура» » Политический Эксперт

Еврейское счастье Соломона Михоэлса - «Культура»

Центр имени Соломона Михоэлса открылся в Москве в 1989-м. (Полное название «Еврейский культурный центр и т.д.», но первые два слова явно лишние, если упомянут Михоэлс.)


Еврейское счастье Соломона Михоэлса - «Культура»

Трагик

На открытие прибыл дипкорпус. Послы оглашали приветствия глав правительств: Маргарет Тэтчер, Франсуа Миттерана, премьер-министров Австралии и Канады, госсекретаря США, премьер-министра Израиля Ицхака Шамира и министра иностранных дел Израиля Моше Аренса. Выступили председатель Всемирного еврейского конгресса Эдгар Бронфман, лауреат Нобелевской премии писатель Эли Визель... Никого из них уже нет на свете.



А сам Соломон Михоэлс? Слышал он что-нибудь или нет? Слышно ли вообще что-нибудь там, где он находится? За один тот вечер его имя произнесли столько раз, сколько не произнесли за предыдущие 40 лет.



Одна актриса, успевшая в своё время поиграть на сцене руководимого Михоэлсом ГОСЕТа (Государственный еврейский театр), вспоминала о его невероятной популярности. «В годы Великой Отечественной войны, — сказала она, — бойцы нередко шли в бой с именем Михоэлса на устах!»



Никто не расхохотался (кроме меня). В зале в основном были иностранцы: дипломаты и западные журналисты. Что касается советских евреев, то они были так возбуждены, что плохо слушали даже послов, не то что актрису. (Евреи всегда любят говорить и никогда не слушают). Я представил себе поднимающийся в атаку взвод: «За Соломона! Ура!»



Если «там» слышно — Михоэлс очень смеялся, возможно, в компании с Бабелем. Это жутко смешно и совершенно неправдоподобно.



Но скажите, ради Бога, а всё остальное — правдоподобно?



***



Великолепная советская кинокомедия «Цирк» появилась в 1936-м.



Главный (и единственный) отрицательный герой — немецкий фашист — расист, садист, шантажист, подлец с набриолиненным пробором и усиками. Он мучил американскую белую женщину и её чёрного ребёнка и занимался вредительством за кулисами Московского цирка.



В финале — терпя неизбежное соцреалистическое фиаско — фашист прямо на вечернем представлении взывал к сочувствию советских людей: «У этой женщины, господа! — угрожающе орал фашист, — у этой белой женщины!.. — и перед разоблачением он делал коварную паузу — у белой женщины! (камера в этот миг показывала крупном планом умоляющие очи Орловой)… чёрный ребёнок!»



Фашист ждал яростного вопля толпы, ждал суда Линча. Но от советских людей этого не дождёшься! Публика хохотала.



— Почему вы смеётесь?! Ведь у неё чёрный ребёнок!



— Да хоть синий в крапинку! Хоть розовый в полосочку! — отвечал фашисту советский человек — директор цирка, стопроцентный интернационалист.



Начиналась прекрасная сцена. Фашист хотел схватить плачущего негритёночка. А люди разных национальностей передавали его с рук на руки. И каждый пел куплет колыбельной на своём языке. На русском, на грузинском, украинском…



Смешной уродливый человек с выпяченной нижней губой пел колыбельную по-еврейски с такой нежностью, что слёзы у негритёнка на экране высыхали, а у зрителей в кинозале — текли…



Последний кадр: ликующая майская демонстрация, бесчисленные портреты вождя, в одной шеренге маршируют бок о бок белозубый советский человек и белозубая американка (мать черномазенького).



— Теперь понимаешь? — спрашивает советский.



— Типьерь панимайю! — отвечает американка.



Ещё бы! Солнце, флаги и портреты — как не понять. И они вместе поют — песню, которая чуть было не стала нашим гимном.



Я другой такой страны не знаю.



Где так вольно дышит человек!



В 1936-м, конечно, были страны, где дышалось вольней. Но герои не лгали, не говорили, что таких стран нет. Они честно пели «не знаю!»



«Цирк» имел бешеный успех.



А потом с «Цирком» начался цирк.



Человек с усиками занимался «окончательным решением еврейского вопроса».



В 1939-м мы подписали «пакт Риббентроп—Молотов».



«Цирк» моментально запретили. Да и как иначе, если отвратительный отрицательный герой — фашист с усиками. А среди положительных персонажей попадаются получеловечки и недочеловечки. В том числе тот смешной уродец, поющий по-еврейски, — гениальный актёр и руководитель ГОСЕТа Соломон Михоэлс.



В 1941-м началась война с фашистами. «Цирк» сразу разрешили. Да и как иначе, если отвратительный отрицательный герой — фашист с усиками. А среди положительных: и негр, и еврей, и даже американка — теперь союзница.



В 1945-м человек с усиками был опознан в обгорелом трупе по пломбам в зубах — прежде он сжигал евреев миллионами.



В 1948-м человек с усами убил Соломона Михоэлса, до которого человек с усиками хотел добраться, но не добрался. Это была не первая жертва человека с усами, но это был первый еврей, убитый (не черносотенцами, не фашистами, а родной властью) за то, что был евреем. В честь события были устроены роскошные государственные похороны. Прежде таких удостоился разве что Горький.



Михоэлс был руководителем Еврейского антифашистского комитета, собрал на Западе огромные деньги, чтобы человек с усами победил человека с усиками. Усики сгорели. Теперь за еврейский вопрос взялись усы.



В 1949-м ГОСЕТ закрыли, а из фильма «Цирк» вырезали кадры с Михоэлсом, ибо уже пылала война с «безродными космополитами» — писателями, учёными, врачами… Война дешёвая, не требующая ни танков, ни тушёнки по ленд-лизу. Страна ваяла кровавые иллюстрации к только что вышедшему роману «1984» Джорджа Оруэлла.



В 1953-м люди затаили дыхание, услышав дыхание Чейн-Стокса.



В 1956-м в фильм «Цирк» вклеили кадры с Михоэлсом — евреем, поющим колыбельную негритёнку. И — вырезали из финальной демонстрации кадры с портретами вождя.



— Теперь понимаешь?



— Типьерь панимайю!



Я другой такой страны не знаю,



Где так вольно дышит человек!



И опять — правда. В 1956-м воля дышала в лицо.



Комик


***



Потом… Потом, где-то в начале застоя, вождя вклеили обратно. Было уже пора. А еврея Михоэлса не вырезали. Хотя вроде бы наступала его очередь, но оказалось, ещё не пора. И они опять встретились — актёр и диктатор. Убийца и жертва. И «Цирк» принял первоначальный вид.



В ходе этого короткого, но исторического процесса Михоэлс в 1943-м ездил в Америку — собирать деньги на танки и самолёты. Там он и встретился с гениальным комиком Чарли Чаплиным (но слова «гениальный комик» явно лишние, если речь о Чаплине). С точки зрения Гитлера, это были два врага, два еврея. С человеческой точки зрения, это были два великих артиста. А высчитывать, сколько там было евреев — один, два или полтора — это занятие оставим расистам.



Скоро два гения встретятся в Москве под вывеской «Двое». Организовали их встречу тоже двое: продюсер Роберман и режиссёр Крымов. Премьера 28 сентября. Чёрт знает, что у них получится.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Центр имени Соломона Михоэлса открылся в Москве в 1989-м. (Полное название «Еврейский культурный центр и т.д.», но первые два слова явно лишние, если упомянут Михоэлс.) Трагик На открытие прибыл дипкорпус. Послы оглашали приветствия глав правительств: Маргарет Тэтчер, Франсуа Миттерана, премьер-министров Австралии и Канады, госсекретаря США, премьер-министра Израиля Ицхака Шамира и министра иностранных дел Израиля Моше Аренса. Выступили председатель Всемирного еврейского конгресса Эдгар Бронфман, лауреат Нобелевской премии писатель Эли Визель. Никого из них уже нет на свете. А сам Соломон Михоэлс? Слышал он что-нибудь или нет? Слышно ли вообще что-нибудь там, где он находится? За один тот вечер его имя произнесли столько раз, сколько не произнесли за предыдущие 40 лет. Одна актриса, успевшая в своё время поиграть на сцене руководимого Михоэлсом ГОСЕТа (Государственный еврейский театр), вспоминала о его невероятной популярности. «В годы Великой Отечественной войны, — сказала она, — бойцы нередко шли в бой с именем Михоэлса на устах!» Никто не расхохотался (кроме меня). В зале в основном были иностранцы: дипломаты и западные журналисты. Что касается советских евреев, то они были так возбуждены, что плохо слушали даже послов, не то что актрису. (Евреи всегда любят говорить и никогда не слушают). Я представил себе поднимающийся в атаку взвод: «За Соломона! Ура!» Если «там» слышно — Михоэлс очень смеялся, возможно, в компании с Бабелем. Это жутко смешно и совершенно неправдоподобно. Но скажите, ради Бога, а всё остальное — правдоподобно? *** Великолепная советская кинокомедия «Цирк» появилась в 1936-м. Главный (и единственный) отрицательный герой — немецкий фашист — расист, садист, шантажист, подлец с набриолиненным пробором и усиками. Он мучил американскую белую женщину и её чёрного ребёнка и занимался вредительством за кулисами Московского цирка. В финале — терпя неизбежное соцреалистическое фиаско — фашист прямо на вечернем представлении взывал к сочувствию советских людей: «У этой женщины, господа! — угрожающе орал фашист, — у этой белой женщины! — и перед разоблачением он делал коварную паузу — у белой женщины! (камера в этот миг показывала крупном планом умоляющие очи Орловой)… чёрный ребёнок!» Фашист ждал яростного вопля толпы, ждал суда Линча. Но от советских людей этого не дождёшься! Публика хохотала. — Почему вы смеётесь?! Ведь у неё чёрный ребёнок! — Да хоть синий в крапинку! Хоть розовый в полосочку! — отвечал фашисту советский человек — директор цирка, стопроцентный интернационалист. Начиналась прекрасная сцена. Фашист хотел схватить плачущего негритёночка. А люди разных национальностей передавали его с рук на руки. И каждый пел куплет колыбельной на своём языке. На русском, на грузинском, украинском… Смешной уродливый человек с выпяченной нижней губой пел колыбельную по-еврейски с такой нежностью, что слёзы у негритёнка на экране высыхали, а у зрителей в кинозале — текли… Последний кадр: ликующая майская демонстрация, бесчисленные портреты вождя, в одной шеренге маршируют бок о бок белозубый советский человек и белозубая американка (мать черномазенького). — Теперь понимаешь? — спрашивает советский. — Типьерь панимайю! — отвечает американка. Ещё бы! Солнце, флаги и портреты — как не понять. И они вместе поют — песню, которая чуть было не стала нашим гимном. Я другой такой страны не знаю. Где так вольно дышит человек! В 1936-м, конечно, были страны, где дышалось вольней. Но герои не лгали, не говорили, что таких стран нет. Они честно пели «не знаю!» «Цирк» имел бешеный успех. А потом с «Цирком» начался цирк. Человек с усиками занимался «окончательным решением еврейского вопроса». В 1939-м мы подписали «пакт Риббентроп—Молотов». «Цирк» моментально запретили. Да и как иначе, если отвратительный отрицательный герой — фашист с усиками. А среди положительных персонажей попадаются получеловечки и недочеловечки. В том числе тот смешной уродец, поющий по-еврейски, — гениальный актёр и руководитель ГОСЕТа Соломон Михоэлс. В 1941-м началась война с фашистами. «Цирк» сразу разрешили. Да и как иначе, если отвратительный отрицательный герой — фашист с усиками. А среди положительных: и негр, и еврей, и даже американка — теперь союзница. В 1945-м человек с усиками был опознан в обгорелом трупе по пломбам в зубах — прежде он сжигал евреев миллионами. В 1948-м человек с усами убил Соломона Михоэлса, до которого человек с усиками хотел добраться, но не добрался. Это была не первая жертва человека с усами, но это был первый еврей, убитый (не черносотенцами, не фашистами, а родной властью) за то, что был евреем. В честь события были устроены роскошные государственные похороны. Прежде таких удостоился разве что Горький. Михоэлс был руководителем Еврейского антифашистского комитета, собрал на Западе огромные деньги, чтобы человек с усами победил человека с усиками. Усики сгорели. Теперь за еврейский вопрос взялись усы. В 1949-м ГОСЕТ закрыли, а из фильма «Цирк» вырезали кадры с Михоэлсом, ибо уже пылала война с «безродными космополитами» — писателями, учёными, врачами… Война дешёвая, не требующая ни танков, ни тушёнки по ленд-лизу. Страна ваяла кровавые иллюстрации к только что вышедшему роману «1984» Джорджа Оруэлла. В 1953-м люди затаили дыхание, услышав дыхание Чейн-Стокса. В 1956-м в фильм «Цирк» вклеили кадры с Михоэлсом — евреем, поющим колыбельную негритёнку. И — вырезали из финальной демонстрации кадры с портретами вождя. — Теперь понимаешь? — Типьерь панимайю! Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек! И опять — правда. В 1956-м воля дышала в лицо. Комик *** Потом… Потом, где-то в начале застоя, вождя вклеили обратно. Было уже пора. А еврея Михоэлса не вырезали. Хотя вроде бы наступала его очередь, но оказалось, ещё не пора. И они опять встретились — актёр и диктатор. Убийца и жертва. И «Цирк» принял первоначальный вид. В ходе этого короткого, но исторического процесса Михоэлс в 1943-м ездил в Америку — собирать деньги на танки и самолёты. Там он и встретился с гениальным комиком Чарли Чаплиным (но слова «гениальный комик» явно лишние, если речь о Чаплине). С точки зрения Гитлера, это были два врага, два еврея. С человеческой точки зрения, это были два великих артиста. А высчитывать, сколько там было евреев — один, два или полтора — это занятие оставим расистам. Скоро два гения встретятся в Москве под вывеской «Двое». Организовали их встречу тоже двое: продюсер Роберман и режиссёр Крымов. Премьера 28 сентября. Чёрт знает, что у них получится.

Ключевые слова: новости, Культура

СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ

Эксперт объяснил, почему маска Высоцкого не ушла с..

Эксперт по аукционным делам Михаил Давыдов ответил на вопрос, почему не получилось продать бронзовую посмертную маску Владимира Высоцкого. Ценителей таланта легендарного артиста искали не в том месте. ...... Подробнее

В Музее Победы презентовали картину о джаз-оркестре на..

Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее

Герои документальных фильмов пребывают в состоянии..

В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее

Похожие новости

0

Комментарии

       

СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО

Юркисс снимает новый клип - «Культура - видео»..

Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее

Юрий Поляков сравнил смену руководства МХАТа с..

12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее

Юрий Дудь может сняться в кино про летчиков -..

Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее