Колония грозит жителю Судака за русофобские..
Симферополь, 24 октября. Житель Судака задержан за публикацию русофобских комментариев в соцсети. Об этом сообщила пресс-служба управления ФСБ по... Полностью
Симферополь, 24 октября. Житель Судака задержан за публикацию русофобских комментариев в соцсети. Об этом сообщила пресс-служба управления ФСБ по... Полностью
Фото: прокуратура Крыма Симферополь, 25 октября. Три человека погибли, еще один пострадал в результате аварии на трассе «Таврида» в Ленинском районе... Полностью
Симферополь, 24 октября. Власти снимают с 26 октября ограничение на продажу топлива на АЗС в Крыму. Об этом сообщил глава республики Сергей Аксенов.... Полностью
Фото: Крыминформ Симферополь, 1 сентября. Крым за лето посетили 3,8 млн человек, что на 15% больше, чем за летние месяцы прошлого года. Об этом... Полностью
Фото: Михаил Развожаев/Telegram Севастополь, 15 сентября. Действующий губернатор Севастополя Михаил Развожаев получил 81,72% голосов на выборах... Полностью
Фото: Сергей Аксенов/Telegram Симферополь, 24 сентября. Власти Крыма с сегодняшнего дня увеличили выплату за заключения контракта на военную службу.... Полностью
Симферополь, 29 сентября. В Крыму ограничили продажу топлива на заправках 30 литрами в одни руки. Об этом у себя в телеграм-канале написал глава... Полностью
Фото: Крыминформ Симферополь, 20 октября. Власти Крыма увеличили суточный лимит на продажу топлива на АЗС до 30 литров на человека. Об этом сообщил... Полностью
Трамп планирует нанести наземные удары по территории Венесуэлы под предлогом борьбы с наркоторговцами. Президент США говорит, что "может пойти... Полностью
Администрация Трампа одобрила расширение бурения нефтяных и газовых скважин в Арктическом национальном заповеднике дикой природы Аляски (ANWR), что... Полностью
Если Ялту не смоет окончательно и вы этим летом все-таки доберетесь до жемчужины Крыма — перед поездкой обязательно пересмотрите советские приключенческие фильмы. А потом — вперед, на набережную курортного города. Снимок на фоне кормы бригантины «Испаньола» — в обязательной программе всех, кто впервые прогуливается по набережной Ялты. Люди с восхищением рассматривают 2-мачтовый парусник, и мало кто отказывает себе в удовольствии выпить на его борту бокал крымского портвейна, мечтательно вглядываясь в морскую даль. Когда-то на этой палубе стояли Джон Сильвер и капитан Смоллетт, на этом же корабле после своих злоключений на родину возвращался Робинзон Крузо. Все это было на самом деле, но в кино и давным-давно…
В лучшие времена Ялтинской киностудии наши мастера создавали уникальные морские декорации с парусными кораблями и береговой фортификацией для приключенческих фильмов. Мы изучили удивительные страницы биографии плавучих «актеров».

Курсом на «Остров сокровищ»
«Испаньолу» специально создавали для фильма Евгения Фридмана «Остров сокровищ». С этой картины началась собственная корабельная история Ялтинской киностудии, и этот парусник был пионером крымского кинофлота.
В красавицу бригантину «Испаньола» превратилась из трудового черноморского дубка — рыболовецкая парусно-дизельная посудина с грозным именем «Клим Ворошилов» с 1953 года бороздила просторы Азова и Черного моря. Сначала «Ворошилов», груженный арбузами, курсировал из Скадовска в Одессу, а потом его трюмы наполняли виноматериалами. Киношники отыскали этот дубок в феврале 1970-го на Днепре в Голой Пристани вмерзшим в лед и выкупили его у Херсонского винзавода. По требованию инспекции Морского регистра команде Ялтинской к/с пришлось не просто декорировать судно, а полностью его перестраивать, меняя бортовую обшивку, дубовые шпангоуты и все оснащение. Не только возросли расходы, но и затягивались сроки подготовки игрового судна.
Сроки создания «Острова сокровищ» существенно сместились, и приключения Джима Хокинса, сквайра Трелони и доктора Ливси в жарких тропических морях пришлось снимать под свист ледяного ветра и при изнуряющей качке. Летом у берегов Крыма бригантину задействовали эстонцы в фильме «Русалочьи отмели», а осенью она ушла в Сухуми на съемки фильма Станислава Говорухина «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Прекрасный парусник с тщательной деталировкой, выверенной до мелочей по морским справочникам, был востребован кинематографистами; режиссеры уже записывались в очередь. Шхуну Ялтинской киностудии ждало большое будущее в интереснейших приключенческих проектах, если бы не инспекторы Морского регистра.
— Нас стала донимать уже крымская инспекция с требованиями установить антенны, локаторы, спасательные надувные плоты, обшить дерево металлическими листами с асбестовой прослойкой, — с горечью вспоминал Валерий Павлович. — Вроде бы их претензии справедливы, но кто же станет после этих нагромождений и уродований снимать старинный парусный корабль? Инспекция была неумолима: деревянных кораблей в советском флоте нет и не будет!
Ялтинская студия вынужденно передала прекрасный парусник на баланс «Интуриста». И «Испаньола» в 1972 году, всего с тремя фильмами в послужном списке, превратилась в ресторан. На вечный прикол ее поставили напротив гостиницы «Ореанда».
«Беда» для Пуговкина
Новый парусник потребовался Ялтинской киностудии в 1978 году для съемок фильма Геннадия Васильева «Новые приключения капитана Врунгеля» с Михаилом Пуговкиным (1923–2008) в главной роли.
— Помня горький опыт «Испаньолы», — рассказывал Валерий Павлович, — мы решили построить новое судно небольших размеров, чтобы не связываться с Морским регистром. «Маломеры» (до 50 тонн водоизмещением) им не поднадзорны. За основу для «Победы» Врунгеля мы взяли рыболовецкую фелюгу, корпус которой нам с нуля сделали на судоверфи в Приморско-Ахтарске. А все остальное оснащение с мачтой и парусами изготавливали сами на киностудии. Игровая шхуна получилась на загляденье — с дизельным двигателем мощностью 25 л.с. и пятью парусами общей площадью около 200 кв. м.
Как и в случае с «Островом сокровищ», к месту съемок шхуну провел опытный мореход, капитан Виталий Букарин. За три дня он прошел Азовское море и Керченский пролив и прибыл в порт «Артека». С июня по сентябрь у берегов Аю-Дага были сняты все морские эпизоды, в которых помимо Пуговкина поучаствовал и Савелий Крамаров в роли Свирепого Гарри.
«Я с удовольствием играл роль капитана Врунгеля, — вспоминал позже на Ялтинском кинофестивале Михаил Иванович. — Даже собственную бороду отрастил и этим избавил гримеров от дополнительных хлопот. И у меня как никогда много было сцен в воде — и нырял, и плавал. Помню, тепло, хорошо, море, рядом любимая Ялта! Но при этом было много всяких неувязок — то плот раскачается и кто-то из группы в воду упадет, то в катер, где актеры, приходилось осветительные приборы устанавливать — пленка была такая неважная, что солнечного света не хватало. Но в итоге фильм получился веселый, с хорошим юмором».
«Восток» для Беллинсгаузена
С появлением в 1987 году уникальной плавательной декорации начался золотой период в морской истории киностудии. Для фильма Михаила Ведышева «Странник» по сценарию Эдуарда Володарского об открытии Антарктиды ялтинцам заказали постройку флагманского корабля Фаддея Беллинсгаузена — 3-мачтового шлюпа «Восток». Требовалась не только историческая подлинность на палубе и внутри корабля начала ХIХ века, но и конструкторское решение остойчивости при плавании под парусами огромной декорации.
— Естественно, мы не замахивались на создание копии знаменитого шлюпа, — рассказывал ветеран киностудии Валерий Павлотос. — За основу взяли стальной корпус старого сейнера, который киностудия выкупила у керченского рыбколхоза. Но между сейнером и шлюпом была существенная разница в параметрах. Наш «рыбак» длиной 25 м и шириной 5,5 м, а деревянный «Восток» был, соответственно, 39 м и 10 м. Вот тут и требовался от нас нестандартный ход, который мы нашли. Учитывая возможности кинематографической оптики — широкоугольных объективов, — мы решили строить декорацию шлюпа в масштабе ¾: длиной 30 м и шириной 7 м. Позже такое же решение использовал голливудский режиссер Джеймс Камерон, заказавший копию «Титаника» — три четверти от реальной величины лайнера. В итоге наша плавдекорация имела два корпуса: прочный стальной от сейнера и наружный деревянный, соответствующий шлюпу «Восток». Оригинальным решением оказалось и использование в качестве мощной опоры деревянной декорации «Востока» герметичных емкостей из 700-мм газовых труб. К корпусу сейнера приварили 20 штук таких 2-метровых емкостей, и получились своеобразные бортовые були, спасавшие всю конструкцию от шторма.
Все оснащение «Востока» от трапов и якоря до мачт и корабельных пушек, 20 парусов площадью 1200 кв. м, украшения корабля с двуглавым орлом готовили в цехах Ялтинской к/с. Ялтинцы также сами на основе архивных материалов разрабатывали рабочие чертежи корпуса, рангоута, такелажа, парусов, декора и интерьера судовых помещений. В конце августа 87-го «Восток» был готов к съемкам. Отпускники столбенели от удивления и восхищения, когда с набережной замечали корабль Беллинсгаузена под всеми парусами.
«Арабелла» капитана Блада
Звездным для ялтинских корабелов был 90-й год, когда на киностудии запустили сразу три морских проекта: наш «Летучий голландец» режиссера Виктора Кузнецова, «Одиссея капитана Блада» совместно с французами и «Век просвещения» с кубинцами и французами. Продюсер Луи Мальон, ознакомившись лично с возможностями крымских мастеров, заказал сразу несколько плавдекораций парусных кораблей.
— Этот год был знаменательным и в моей творческой биографии, — вспоминал Валерий Павлотос. — Если раньше я участвовал в создании парусных кораблей как разработчик конструкций по эскизам художников-постановщиков, то на фильм «Век просвещения» меня пригласили в качестве художника по кораблям. Я отвечал уже и за декор, планировку интерьеров, насыщение парусников реквизитом. Несколько дней мне довелось поработать в архивах Морского музея Франции, знакомясь с материалами по парусным кораблям ХVШ века. А на Кубе наши партнеры показывали мне побережье острова и приморские города, где планировались съемки фильма.
Для «Одиссеи капитана Блада» шлюп «Восток» перестроили на керченском судоремонтом заводе в пиратский фрегат «Арабелла» с роскошным орнаментом и резными скульптурами по бортам. А в Камышовой бухте Севастополя из обычного сейнера сделали галеон «Ля Фудр», для которого ялтинцы в своих цехах готовили всю обшивку, парусное оснащение и декор. В июле 90-го «Арабелла» и «Ля Фудр» встретились в акватории «Артека», где у Аю-Дага снимали морские бои. Ялтинскую флотилию усилили еще несколькими декорациями парусников. А для эффектности эпизода, связанного с выходом французской эскадры, в картине «Век просвещения» к берегам Крыма специально пригнали знаменитый парусный барк «Товарищ». Кроме того, на берегу моря в Утесе — между Алуштой и Партенитом — возвели впечатляющие декорации набережной Порт-о-Пренс с крепостными сооружениями, причалами, зданиями, куда по сценарию приходят французские корабли. Все проекты отсняли по контрактным срокам, и в знак признания коллектив получил благодарственную телеграмму от Луи Мальона из Парижа. Кроме приятных воспоминаний от работы у ялтинцев остался и «Ля Фудр», который для простоты переименовали в «Запад». Весь кинофлот студии базировался в порту лагеря «Артек».
Последнее сражение
Жестокий удар по кинофлотилии нанесла стихия в ночь с 14 на 15 ноября 92-го, на съемках фильма «Империя пиратов». Этот собственный проект Ялтинской киностудии с впечатляющим размахом демонстрировал возможности мастеров киностудии в создании береговых декораций и парусников, в съемках на море и в горах. По плану оставался последний объект — порт пиратской республики Либерталии, декорации которого выстроили в Симеизе. «Восток» превратился в пиратский галеон, а «Запад» стал испанской шебекой.
— В ту роковую ночь над Черным морем пронесся шторм невиданной силы, — рассказывал Валерий Павлович. — В ялтинском грузовом порту стоявшие у причала корабли таранили друг друга, несколько судов затонуло. А в пассажирском — на правительственную яхту «Крым» навалился 100-тонный плавкран. Не пощадил шторм и наши парусники. «Запад» был оторван от причала вместе с чугунными кнехтами, выброшен на камни и разломан на три части. А «Восток», находившийся у волнолома в Симеизе, возможно, и устоял бы, но не выдержал напора стихии сам бетонный волнолом!
Волны раскидали гигантские блоки, словно детские кубики. Парусник выбросило на галечный пляж — рухнули все три мачты с реями, полностью сорвало обшивку и палубный настил. К счастью, никто из экипажа, дежурившего в ту ночь на судне, не пострадал, хотя, как и в Артеке с «Запада», команде пришлось прыгать в воду и плыть на берег, когда «Восток» понесло на пляж.
Чудом 70-тонный корпус «Востока» уцелел, его удалось сдернуть с берега в воду и отбуксировать в Севастополь на ремонт. К лету ялтинцы восстановили свой парусник, и «Восток» еще послужил киношникам в фильмах «Гелли и Нок» (1994), «Роксолана» (1995). Но весной 96-го корпус «Востока» дал течь, что стало тревожным сигналом и поводом разобрать фрегат на части. Так закончилась история ялтинского кинофлота…
Уже в наше время для своего морского проекта «Бегущая по волнам» Ялтинской киностудии пришлось арендовать парусные яхты у частников — «Килиакру» в Болгарии и «Новую» в Николаеве. А опыт и знания Валерия Павловича вновь пригодились и были востребованы и Никитой Михалковым на съемках фильма «Солнечный удар». Велика Россия, но за специалистами по колесным пароходам пришлось снова обращаться в Ялту, где когда-то был свой кинофлот.
«МК в Крыму».
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ
Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее
Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее
В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее
В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее
Посетить Большой театр и окунуться в атмосферу высокого искусства — большое удовольствие. Но что делать, если жизнь нарушила твои планы: заболел человек, экзамен перенесли или какое другое ЧП. И тогда встречу с... Подробнее
Посетить Большой театр и окунуться в атмосферу высокого искусства — большое удовольствие. Но что делать, если жизнь нарушила твои планы: заболел человек, экзамен перенесли или какое другое ЧП. И тогда встречу с... Подробнее
СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО
Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее
Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее
12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее
12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее
Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее
Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее
Комментарии