Бродский — о тиранах и хохлах - «Культура» » Политический Эксперт

Бродский — о тиранах и хохлах - «Культура»

Он был малость младше своих знаменитых сверстников, а умер раньше — в 56. У них были книги, стадионы, поездки. У него не было ничего — ни книг, ни стадионов. Зато не осталось стихов о Ленине, о коммунизме. А поездки у него были, но другие — в камеру, в ссылку, а потом высылка из страны, лишение гражданства.


Бродский — о тиранах и хохлах - «Культура»

Теперь они убывают, а он растёт. Его преподаёт важная профессура на университетских кафедрах, о нём с почтением говорит и показывает госТВ, его стихи чуть не поголовно читают барышни, поступая в театральный.



Как это получается, что государственная травля постепенно, но постоянно превращается в государственное признание?



«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда» — эти классические знаменитые строки Ахматовой стоило бы (с печалью) поправить: когда б вы знали, из какого горя… Безусловно, невзгоды и преследования работают на поэта. У Ахматовой муж расстрелян, сын в ГУЛаге — вот на каком «материале» созданы её лучшие произведения.



…Бродскому досталась Нобелевская — но это просто орден. Существуй Нобелевская премия во времена Пушкина, ему бы не дали, другие были популярнее.



Бунину дали за прозу, Пастернаку дали, но не за стихи, а за слабый роман; и тут тоже есть справедливость: ибо за стихи следовало бы дать Маяковскому и, быть может, Цветаевой.



Куда ни глянь — видно, как государственная несправедливость превращается в историческую справедливость. У Высоцкого при жизни не было ни одного афишного концерта, а теперь в его честь набивается Дворец съездов, и там все звёзды эстрады пытаются «спеть Высоцкого» — и не могут даже близко достичь той силы, что у него. А у него-то хриплая магнитофонная плёнка, а у них невероятные микрофоны, сумасшедшая акустика, оркестры.



Бродский растёт, а современные ему политики убывают, и началось не сегодня, и Нобелевская ни при чём.



Он, так случилось (может быть, стоит сказать: слава Богу, что так случилось), похоронен не в России и не в США, а в Венеции — не придерёшься.







Этот безупречный классик не раз писал матерные стихи, ибо мат для русского поэта — один из базовых инструментов. И ничего, что Ленинград — культурная столица России; Пушкин тоже был питерский, да ещё дворянин, да вдобавок лицеист. А сколько безупречного и весёлого мата в его стихах (не предназначавшихся тогда к печати).



Пример Пушкина нагляден: лучшие вещи, шедевры он написал в ссылке, а потом — в Болдине, в холерном карантине.



Бродский политически был никто — он очень успешно сторонился и властей, и оппозиции. Но у политиков были основания его не любить. И не только у наших.



При всём своём политическом равнодушии он иногда писал такое, что страшно читать и трудно цитировать. Например, стихотворение 1991 года «На независимость Украины», а лучше бы назвал «На развал СССР».



Прощевайте, хохлы! Пожили вместе —  хватит.

Плюнуть, что ли, в Днипро: может, он вспять покатит,

брезгуя гордо нами, как скорый, битком набитый

кожаными углами и вековой обидой.



Не поминайте лихом. Вашего хлеба, неба,

нам, подавись мы жмыхом и колобом, не треба.

Нечего портить кровь, рвать на груди одежду.

Кончилась, знать, любовь, коль и была промежду.



С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!

Только когда придет и вам помирать, бугаи,

будете вы хрипеть, царапая край матраса,

строчки из Александра, а не брехню Тараса.



Если бы он был похоронен на Украине, то, когда его эти стихи стали бы известны, поэта вырыли бы из чернозёма, сожгли и пеплом выстрелили из пушки в сторону Москвы.



В Америке от нечего делать он иногда писал эссе. Теперь это, безусловно, золотой фонд философской литературы. В 1980-м он, например, написал «О тирании». Сейчас, спустя сорок лет, невозможно читать это без смеха. За неимением места мы процитируем только начало и конец этого поэтического сочинения:



Болезнь и смерть — вот, пожалуй, и все, что есть общего у тирана с его подданными. Уже в этом смысле народу выгодно, чтобы правил старик. Не то чтобы мысль о неизбежности смерти обязательно просвещала и смягчала нрав, но время, затраченное тираном на размышления о собственном, скажем, обмене веществ, есть время, отнятое от дел государственных.



У тирана время, отведенное на размышления о душе, используется для расчетов, как бы сохранить статус кво. Потому что человек в его положении не видит различий между настоящим, историей и вечностью — госпропаганда сплавила их воедино, потому что так удобнее и самому тирану, и населению. Он держится за власть, как другие люди преклонного возраста за свои пенсии и сбережения.



Благодаря характеру его работы, никто не знал, что он думает на самом деле. Вполне возможно, что он и сам не знал, что он на самом деле думает. Это могло бы стать хорошей для него эпитафией, не будь анекдота, который финны рассказывают о завещании их пожизненного президента Урхо Кекконена. Оно начинается словами: «Если я умру…»



Теперь никто не помнит, кто такой был этот Урхо Кекконен (который, конечно, помер, пробыв президентом 26 лет), но это также не имеет значения, как не имеют значения имена императоров в трудах Плутарха — мы же изучаем не биографии, а уроки истории.



Сейчас, конечно, все без конца цитируют стихотворение «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку», но это не Бродский пристроился к истории, а она к нему. С великими поэтами только так и бывает.





Александр Минкин


Заголовок в газете: Классическая история
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28269 от 25 мая 2020
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Он был малость младше своих знаменитых сверстников, а умер раньше — в 56. У них были книги, стадионы, поездки. У него не было ничего — ни книг, ни стадионов. Зато не осталось стихов о Ленине, о коммунизме. А поездки у него были, но другие — в камеру, в ссылку, а потом высылка из страны, лишение гражданства. Теперь они убывают, а он растёт. Его преподаёт важная профессура на университетских кафедрах, о нём с почтением говорит и показывает госТВ, его стихи чуть не поголовно читают барышни, поступая в театральный. Как это получается, что государственная травля постепенно, но постоянно превращается в государственное признание? «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда» — эти классические знаменитые строки Ахматовой стоило бы (с печалью) поправить: когда б вы знали, из какого горя… Безусловно, невзгоды и преследования работают на поэта. У Ахматовой муж расстрелян, сын в ГУЛаге — вот на каком «материале» созданы её лучшие произведения. …Бродскому досталась Нобелевская — но это просто орден. Существуй Нобелевская премия во времена Пушкина, ему бы не дали, другие были популярнее. Бунину дали за прозу, Пастернаку дали, но не за стихи, а за слабый роман; и тут тоже есть справедливость: ибо за стихи следовало бы дать Маяковскому и, быть может, Цветаевой. Куда ни глянь — видно, как государственная несправедливость превращается в историческую справедливость. У Высоцкого при жизни не было ни одного афишного концерта, а теперь в его честь набивается Дворец съездов, и там все звёзды эстрады пытаются «спеть Высоцкого» — и не могут даже близко достичь той силы, что у него. А у него-то хриплая магнитофонная плёнка, а у них невероятные микрофоны, сумасшедшая акустика, оркестры. Бродский растёт, а современные ему политики убывают, и началось не сегодня, и Нобелевская ни при чём. Он, так случилось (может быть, стоит сказать: слава Богу, что так случилось), похоронен не в России и не в США, а в Венеции — не придерёшься. Этот безупречный классик не раз писал матерные стихи, ибо мат для русского поэта — один из базовых инструментов. И ничего, что Ленинград — культурная столица России; Пушкин тоже был питерский, да ещё дворянин, да вдобавок лицеист. А сколько безупречного и весёлого мата в его стихах (не предназначавшихся тогда к печати). Пример Пушкина нагляден: лучшие вещи, шедевры он написал в ссылке, а потом — в Болдине, в холерном карантине. Бродский политически был никто — он очень успешно сторонился и властей, и оппозиции. Но у политиков были основания его не любить. И не только у наших. При всём своём политическом равнодушии он иногда писал такое, что страшно читать и трудно цитировать. Например, стихотворение 1991 года «На независимость Украины», а лучше бы назвал «На развал СССР». Прощевайте, хохлы! Пожили вместе — хватит. Плюнуть, что ли, в Днипро: может, он вспять покатит, брезгуя гордо нами, как скорый, битком набитый кожаными углами и вековой обидой. Не поминайте лихом. Вашего хлеба, неба, нам, подавись мы жмыхом и колобом, не треба. Нечего портить кровь, рвать на груди одежду. Кончилась, знать, любовь, коль и была промежду. С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи! Только когда придет и вам помирать, бугаи, будете вы хрипеть, царапая край матраса, строчки из Александра, а не брехню Тараса. Если бы он был похоронен на Украине, то, когда его эти стихи стали бы известны, поэта вырыли бы из чернозёма, сожгли и пеплом выстрелили из пушки в сторону Москвы. В Америке от нечего делать он иногда писал эссе. Теперь это, безусловно, золотой фонд философской литературы. В 1980-м он, например, написал «О тирании». Сейчас, спустя сорок лет, невозможно читать это без смеха. За неимением места мы процитируем только начало и конец этого поэтического сочинения: Болезнь и смерть — вот, пожалуй, и все, что есть общего у тирана с его подданными. Уже в этом смысле народу выгодно, чтобы правил старик. Не то чтобы мысль о неизбежности смерти обязательно просвещала и смягчала нрав, но время, затраченное тираном на размышления о собственном, скажем, обмене веществ, есть время, отнятое от дел государственных. У тирана время, отведенное на размышления о душе, используется для расчетов, как бы сохранить статус кво. Потому что человек в его положении не видит различий между настоящим, историей и вечностью — госпропаганда сплавила их воедино, потому что так удобнее и самому тирану, и населению. Он держится за власть, как другие люди преклонного возраста за свои пенсии и сбережения. Благодаря характеру его работы, никто не знал, что он думает на самом деле. Вполне возможно, что он и сам не знал, что он на самом деле думает. Это могло бы стать хорошей для него эпитафией, не будь анекдота, который финны рассказывают о завещании их пожизненного президента Урхо Кекконена. Оно начинается словами: «Если я умру…» Теперь никто не помнит, кто такой был этот Урхо Кекконен (который, конечно, помер, пробыв президентом 26 лет), но это также не имеет значения, как не имеют значения имена императоров в трудах Плутарха — мы же изучаем не биографии, а уроки истории. Сейчас, конечно, все без конца цитируют стихотворение «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку», но это не Бродский пристроился к истории, а она к нему. С великими поэтами только так и бывает. Александр Минкин Заголовок в газете: Классическая история Опубликован в газете

Ключевые слова: новости Культура

СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ

Эксперт объяснил, почему маска Высоцкого не ушла с..

Эксперт по аукционным делам Михаил Давыдов ответил на вопрос, почему не получилось продать бронзовую посмертную маску Владимира Высоцкого. Ценителей таланта легендарного артиста искали не в том месте. ...... Подробнее

В Музее Победы презентовали картину о джаз-оркестре на..

Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее

Герои документальных фильмов пребывают в состоянии..

В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее

Похожие новости

0

Комментарии

       

СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО

Юркисс снимает новый клип - «Культура - видео»..

Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее

Юрий Поляков сравнил смену руководства МХАТа с..

12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее

Юрий Дудь может сняться в кино про летчиков -..

Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее