Колония грозит жителю Судака за русофобские..
Симферополь, 24 октября. Житель Судака задержан за публикацию русофобских комментариев в соцсети. Об этом сообщила пресс-служба управления ФСБ по... Полностью
Симферополь, 24 октября. Житель Судака задержан за публикацию русофобских комментариев в соцсети. Об этом сообщила пресс-служба управления ФСБ по... Полностью
Фото: прокуратура Крыма Симферополь, 25 октября. Три человека погибли, еще один пострадал в результате аварии на трассе «Таврида» в Ленинском районе... Полностью
Симферополь, 24 октября. Власти снимают с 26 октября ограничение на продажу топлива на АЗС в Крыму. Об этом сообщил глава республики Сергей Аксенов.... Полностью
Фото: Крыминформ Симферополь, 1 сентября. Крым за лето посетили 3,8 млн человек, что на 15% больше, чем за летние месяцы прошлого года. Об этом... Полностью
Фото: Михаил Развожаев/Telegram Севастополь, 15 сентября. Действующий губернатор Севастополя Михаил Развожаев получил 81,72% голосов на выборах... Полностью
Фото: Сергей Аксенов/Telegram Симферополь, 24 сентября. Власти Крыма с сегодняшнего дня увеличили выплату за заключения контракта на военную службу.... Полностью
Симферополь, 29 сентября. В Крыму ограничили продажу топлива на заправках 30 литрами в одни руки. Об этом у себя в телеграм-канале написал глава... Полностью
Фото: Крыминформ Симферополь, 20 октября. Власти Крыма увеличили суточный лимит на продажу топлива на АЗС до 30 литров на человека. Об этом сообщил... Полностью
Трамп планирует нанести наземные удары по территории Венесуэлы под предлогом борьбы с наркоторговцами. Президент США говорит, что "может пойти... Полностью
Администрация Трампа одобрила расширение бурения нефтяных и газовых скважин в Арктическом национальном заповеднике дикой природы Аляски (ANWR), что... Полностью
 
  
    
  
    
   
Биография Рены Яловецкой, киноведа, литератора и художника, способна впечатлить любого! Когда рассматриваешь ее рисунки, испытываешь неподдельный детский восторг. Когда узнаешь, что впервые она взяла в руки кисть после 80, восхищаешься и проникаешься уважением. Когда читаешь ее стихи, эмоционально переносишься в ромашково-беззаботное детство. А уж встретившись с ней лично, тут же попадаешь под обаяние и заряжаешься ее невероятной энергией и оптимизмом. Рена не скрывает своего почтенного возраста и при этом лихо справляется с современными реалиями: с Интернетом на «ты», ведет соцсети, иронизирует насчет себя, восхищается современной молодежью и строит наполеоновские планы. «МК» попытался разобраться, в чем же кроется секрет непреходящей молодости и творческого азарта Рены Яловецкой.

Из досье «МК»
Биографическая справка: Рена Яловецкая — кинокритик, историк кино. Работала проректором Высших курсов сценаристов и режиссеров. Автор журналов «Советский экран», «Искусство кино», «Панорама» (США). Автор сборников стихов и рассказов, пять лет назад начала рисовать акварелью. Предисловие к ее первой книге рисунков и стихов «Дуралеи» написал знаменитый художник-мультипликатор Юрий Норштейн.
— Рена Константиновна, вы-то сами кем себя ощущаете?
— Когда я нарисовала свою первую книжку, мой большой приятель, крупный известный киновед и историк кино (Наум Клейман. — И.Б.), иронично так сказал: «Кино было, литература была (книжки писала), теперь еще и рисуешь… Может, ты и оперные арии петь начнешь?» — и прозвал меня Ренальда да Винчи» (смеется). А если говорить серьезно, то я — как та Чебурашка, которая никак не могла определить, что она за зверь… Не знаю, кто я больше: писатель, кинокритик, историк кино, художник?.. Это, конечно, забавно…
— Как давно вы начали рисовать?
— Это произошло совершенно неожиданно. В 2015-м меня пригласили на сибирскую книжную ярмарку в родной Красноярск. Я должна была представить свою первую книжку — трилогию под названием «Сибирские Палестины». Меня определили в детский сектор, потому что в книгах было довольно много детских рассказов. Павильоны были обустроены как театрализованные сказочные пространства, и мне отвели комнату Шляпника из сказки «Алиса в Стране чудес». Сибирские дети, приходившие группками по 10–15 человек, днями напролет интересовались, как стать писателем, а я задавала им встречный вопрос: какими качествами должен обладать настоящий писатель? И соглашалась с их разумным мнением: фантазия, образованность, умение учить и, главное, детям было от 5 до 14 лет. Очень забавные, раскрепощенные, абсолютно откровенные — они не боялись меня, и я не боялась их. На этих встречах мы много рисовали: я для них — королей и королев, шутов и клоунов, а они мне в ответ — Терминаторов и героев американской мультипликации. Домой я вернулась с кипой рисунков — и детских, и своих. Как забавно у меня получается, подумала тогда я, — и начала развиваться в этом направлении. Но по сути это было для меня баловство, домашнее занятие.
— А чем же вы рисовали? В какой технике?
— Сначала — черным фломастером, потом заменила его на школьные акварельные краски «на меду». Они легко ложились на бумагу. Начала экспериментировать с разными форматами: рисовала в школьном альбоме и на маленьких бумажках для заметок. Что-то стало получаться. Однажды в гости ко мне пришли приятели и попросили подарить им какие-то рисунки. Той же компанией мы отправились в дом к Юрию Борисовичу Норштейну, с которым я была дружна с юности. За чаепитием рисунки случайно выпали из сумки. «Это ты нарисовала? — оживился Норштейн. — И ты нигде не училась?!» Нет, конечно, кроме школьных стенгазет, я никогда ничего не рисовала! Мы молча допили чай, а потом Юра мне позвонил и неожиданно заявил, что у меня очень забавные рисунки, и нужно отдать их мультипликаторам — пусть попробуют что-то сделать. Я, конечно, была поражена, начала извиняться: «Прости, я тебя загрузила этими дурацкими рисунками…» На что он возразил, что если бы они были дурацкими, он бы не стал ими заниматься: «В них есть оригинальность».
— Такая оценка не могла не вдохновить!
— Да, уже более ответственно я продолжила рисовать клоунов и других артистов цирка — жонглеров, гимнастов, дрессированных животных — от слонов до маленьких собачат. Потом моя подруга Таня Франк, дочь известного документалиста Герца Франка, подала мне идею: «К этим рисункам нужны стихи». Стихи я прежде писала, но так чтобы специально к рисункам… Я попробовала — и с того дня лишила утреннего сна всех своих приятелей, начинала трезвонить им на рассвете и читать свои четверостишия:
Кот Васька у Лиски стащил сосиски,
Стыдила Лиска ворюгу-киску:
«Доверяла коту Васе я —
Вот какая катавасия!»
И каждый раз меня всячески поощряли.
— Ваши рисунки — это циркомания какая-то. Это любовь или несбывшаяся мечта?
— Знаете, в детстве, в классе 3–4-м, у нас было повальное увлечение цирком. К нам в Красноярск приезжали шапито, и мы как безумные ходили на все их представления. Я брала у мамы шарф, делала чалму, изображала иллюзиониста и жонглера одновременно: подбрасывала чашки, ловила, они падали, разбивались… Потом мы прыгали с зонтиками со второго этажа. Потом я мечтала стать клоунессой, а спустя короткое время — вообще… лилипутом! Вот у кого был настоящий аттракцион! Решила ради этого перестать расти. А поскольку я и так стояла в конце шеренги, казалось, что мечта вот-вот осуществится. Я так любила цирк, что согласна была даже на роль распиленной женщины в аттракционе иллюзионистов!
— Что же произошло дальше?
— Я подросла, начала ходить в музыкальную школу и драматическую студию, играть в самодеятельных спектаклях. Позже был филфак Красноярского пединститута, затем — киноведческий факультет московского ВГИКа. Я всем сердцем полюбила кино, а цирк постепенно «уплыл». Только фильмы Бергмана и Феллини с шутами и клоунами возвращали меня в детство, в мою обожаемую среду. И вот спустя целую жизнь моя книга «Дуралеи» (издательство «Белая ворона» при поддержке фонда «МИФ») стала горячим признанием в любви к цирку.
— Еще одно доказательство, что любовь — вещь непостоянная. Появилась новая любовь — кино, и прощай, цирк?
— Антон Павлович Чехов как-то сказал: «Если вы хотите оскорбить человека, подойдите близко к нему, посмотрите ему в глаза и скажите: «Господин, вы — рецензент!» Так вот, долгие годы я была тем самым рецензентом и литературным критиком. А потом вспомнила свое сибирское детство и начала писать книги, перейдя из киноведческого цеха в литературный. Но кино не оставила: 15 лет я была проректором Высших режиссерских и сценарных курсов. Это было прекрасное время: я встречалась с дивными кинохудожниками — Владимиром Мотылем, Владимиром Меньшовым, Алексеем Германом, Сергеем Смирновым, Аллой Суриковой, Ираклием Квирикадзе… Я и сейчас не теряю связи с Высшими курсами, смотрю студенческие фильмы, пишу рецензии на дипломные работы — в общем, никуда не ушла.
— Просто у вас появилось новое увлечение?
— Эта странность — возникший вдруг в моей жизни художественный пласт… Через день-другой начинает меня мучить какое-то беспокойство. Я понимаю, что мне отчего-то плохо, я чем-то недовольна… Тогда я сажусь за стол, беру краски акварельные, кисти и начинаю лихорадочно рисовать. Я заметила, что нарисованные животные обладают своей особой магией, они пристраиваются к героям. Идут, допустим, музыканты бродячие, и тут за ними вслед — гуси или собаки. И бежит какая-то кошка или садится на плечо птица… Такие непредсказуемые вещи происходят. Не знаю, кто кого с кем соединяет. Наверное, это и есть секреты художественного творчества, если можно так высокопарно выразиться.
— Получила ли развитие та история с Норштейном?
— Получила. Будучи чрезвычайно занятым человеком, Норштейн написал предисловие к моей книге «Дуралеи». Просто подарок судьбы! А что касается мультипликации, все это пока в работе.
— Слышала, что совсем недавно вы освоили компьютер, выходите в Интернет и ведете свои соцсети. Легко ли вам это дается?
— Я абсолютный технократический кретин. Когда впервые увидела компьютер, у меня по позвоночнику пробежал холод. Но мой внук три года назад сказал: «Ты меня мучила, когда я готовился к экзаменам ЕГЭ, а теперь я попробую тебя научить. Что же ты, бабушка, даже академический час не выдержишь?..» Не могу сказать, что исключительно владею всеми функциями, но я хожу в Интернет, могу получить нужную информацию, с кем-то переписываюсь, говорю по Скайпу, понимаю, что такое флешка. У меня даже в книжке есть клоунесса по имени Флешка — я посвятила ей одно из своих любимых стихотворений.
— Да вы пример для своего поколения, которое за редким исключением даже приблизиться к современной технике не рискует…
— Мне кажется, что людям моего возраста нужно жить в сегодняшней эпохе. И не говорить: «Вот прежде…» Раз тебя Высшее Существо оставило на этой земле — значит, входи в этот век, принимай новые веяния, слушай не только своих современников, но и ровесников своих сыновей и внуков. Я никогда не скажу: «Какая жуткая пошла молодежь!» — это все миф! Я вижу совершенно замечательных, талантливых, ярких, самобытных людей, которых не было со мной рядом, когда я была юной. Для девочки, которая во время войны готовила уроки при коптилке, потому что свет зажигали только вечером, и то не всегда, феерия сегодняшнего света — настоящее чудо. Прогресс так далеко шагнул — никто такого не мог и представить! Поэтому надо жить и верить, что человечество не уничтожит себя, а выберет путь, о котором мечтали просветители. В каждом поколении есть идеалисты, и я думаю, что именно они двигают мир вперед.
— А что у вас сегодня в приоритете: театр, кино, выставки?
— Сейчас идет громкая выставка Сальвадора Дали, но мне посчастливилось увидеть это все в Испании — в Доме-театре Дали в Фигерасе, на выставках в Барселоне и других городах. Но, возможно, на московскую тоже схожу. Кстати, недавно была на выставке замечательного мультипликатора Андрея Хржановского в музее фотографии. Он собрал в одном пространстве эскизы художников, с которыми работал. Получила огромное удовольствие.
— А кино?
— Надоело! (Смеется.) Кино мы смотрим почти каждый четверг, и оно часто внушает надежду. Из последнего понравился фильм «Керосин» — интересный, мрачноватый, но очень правдивый и пронзительный; за него наш выпускник получил премию критиков «Белый слон». Замечательная работа «Айка» нашего выпускника Сергея Дворцового, лауреата многих зарубежных фестивалей. Фильм — о судьбе мигрантов в России и Москве. Такая трагическая история, прекрасно снятая и без всяких поддавков. Вообще, мы со всеми своими выпускниками поддерживаем связь.
— А театральные события посещаете?
— Ярчайшее театральное впечатление из последнего — это спектакль «Огниво» в театре Терезы Дуровой: чудесный, волшебный, с андерсеновским воздушным очарованием! Несмотря на то что сейчас нет ведьм и таких солдат, нет королей и королев, а смысл и любовь остаются. И замечательно соединение в этом спектакле всех искусств: музыки, пластики, эксцентрики — в сценографии, манере актерской игры, фантазии режиссера, этих выбросах юмора и репликах… Например, смешно, когда слуга, который живет в Датском королевстве, вдруг уходит за кулисы, танцуя лезгинку. И актеры так легки, так пластичны — бесшумные и порхающие…
— Почему же вы не называете свою первую любовь — цирк?
— Я давно не была в цирке, живу воспоминаниями о нем.
— Не могу не спросить художника о планах…
— Все пока беспочвенно, но самые замечательные растения произрастают, когда у них нет почвы. Я хочу сделать книжку с рисунками о бродячих еврейских музыкантах — клезмерах. Они приезжали со своими скрипками, трубами, цимбалами, барабанами в местечки, где жила еврейская беднота, на ярмарки, свадьбы, да и просто на какие-то празднества — и превращали их в островки радости. Народная стихия в них была очень сильна. Музыка ведь всегда несет людям радость, это такой витамин. Я никогда не встречала этих музыкантов, но я их рисую. Художники — люди воображения, им необязательно что-то видеть.
Надеюсь, моя новая книжка все-таки выйдет, хотя пока издатели в очереди не стоят. И думаю, что она послужит основой выставки. Большая наглость — мечтать об этом… Но я всегда мечтаю!
Ключевые слова: новости Культура
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ
Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее
Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее
В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее
В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее
Посетить Большой театр и окунуться в атмосферу высокого искусства — большое удовольствие. Но что делать, если жизнь нарушила твои планы: заболел человек, экзамен перенесли или какое другое ЧП. И тогда встречу с... Подробнее
Посетить Большой театр и окунуться в атмосферу высокого искусства — большое удовольствие. Но что делать, если жизнь нарушила твои планы: заболел человек, экзамен перенесли или какое другое ЧП. И тогда встречу с... Подробнее
СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО
Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее
Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее
12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее
12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее
Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее
Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее
Комментарии