Выплату за заключение контракта на военную службу..
Фото: Сергей Аксенов/Telegram Симферополь, 24 сентября. Власти Крыма с сегодняшнего дня увеличили выплату за заключения контракта на военную службу.... Полностью
Фото: Сергей Аксенов/Telegram Симферополь, 24 сентября. Власти Крыма с сегодняшнего дня увеличили выплату за заключения контракта на военную службу.... Полностью
Симферополь, 29 сентября. В Крыму ограничили продажу топлива на заправках 30 литрами в одни руки. Об этом у себя в телеграм-канале написал глава... Полностью
Фото: Крыминформ Симферополь, 20 октября. Власти Крыма увеличили суточный лимит на продажу топлива на АЗС до 30 литров на человека. Об этом сообщил... Полностью
Трамп планирует нанести наземные удары по территории Венесуэлы под предлогом борьбы с наркоторговцами. Президент США говорит, что "может пойти... Полностью
Администрация Трампа одобрила расширение бурения нефтяных и газовых скважин в Арктическом национальном заповеднике дикой природы Аляски (ANWR), что... Полностью
В глубинах океана зарождается новое соперничество между США и Китаем. Две самые могущественные страны мира изучают возможность глубоководной добычи... Полностью
Колумбия осудила авиаудары США по судам, предположительно причастным к контрабанде наркотиков у берегов Южной Америки, и призвала Вашингтон... Полностью
Неутомимый маятник Трампа достиг очередной критической точки в отношениях с российским президентом Путиным. Главе Белого дома было предложено три... Полностью
В ночь на 23 октября в Копейске Челябинской области, на территории одного из предприятий, прогремели мощные взрывы. Вскоре губернатор Челябинской... Полностью
Администрация президента США Дональда Трампа предприняла ряд резких шагов, обозначивших поворот к жесткой конфронтации с Москвой. Ключевым сигналом... Полностью
Город, снятый в художественном фильме, далеко не всегда интересен современникам. Но проходят годы, и мы смотрим на город в кинокадрах как на своего рода хронику ушедшей жизни. И более того: некоторые «намеки», сделанные авторами фильма, когда-то воспринимались сами собой, а сейчас нуждаются в комментарии.
Продолжая внимательный просмотр знаковых картин о Москве — разбираемся, о чем может рассказать предметный мир детского фантастического мини-сериала Павла Арсенова «Гостья из будущего» (1985).

Действие пятисерийной картины происходит, напомним, сразу в двух эпохах — 1984 и 2084 годах: первые две серии по преимуществу проходят в будущем, а с третьей по пятую события разворачиваются в настоящем (а для нас, жителей XXI века — в недавнем прошлом). Обе эпохи, конечно, заслуживают внимания — просто будущее, каким оно представлялось авторам «Гостьи...», сейчас уже скорее памятник ретрофутуризма — аналогичный открыткам серии «Москва через 200 лет», выпущенным шоколадным концерном «Эйнем» в 1910-х годах.
Достаточно всмотреться в стеклопластиковые кабинки «флипов» и «флаеров», чисто «восьмидесятнический» по своему стилю пульт машины времени, милые и смешные табло в космопорту — точь-в-точь «Шереметьево» сорокалетней давности... А вот архитектура (нейтрально-лаконичная) и костюмы будущего пока что не диссонируют. Тут, кажется, угадали лучше. Впрочем, угадали, да не совсем: высоченные «антифеминистические» каблуки Полины уже сейчас выглядят устаревшими.
Но будущее в фильме — повторим — это именно опыт футуризма, мир, наполненный научно-фантастическими метафорами и артефактами, благо тема к тому моменту была более чем проработана и в литературе, и в кино. Перед авторами стояла здесь простая и прямая задача заполнить чем-то этот самый мир 2084 года. В таких условиях искать скрытые послания, подтексты бесполезно: их чаще всего нет, потому что внимание постановщиков занимает прежде всего открытый текст. Совсем другое дело — современная авторам Москва, настоящее. Из живой реальности можно практически бесконечно выбирать — и этот выбор будет еще одним смысловым пластом картины, дополняющим ее прямой текст.

Герои фильма вышли из советской элиты
Здание Института времени — тот самый разваливающийся, выселенный деревянный двухэтажный домик, «где декабристы, наверное, хранили оружие для свержения режима», располагалось на Самотеке, во 2-м Волконском переулке (кстати, в восьмидесятых его не снесли, а отремонтировали, дом достоял до середины 2000-х годов). Но к топографии фильма это особого отношения не имеет: выбрали дом просто по соображениям удобства и живописности съемки. Основное же действие «Гостьи из будущего» проходит в совершенно определенном районе центра Москвы: между Бульварным кольцом, Новым Арбатом, Садовым кольцом и Пречистенской набережной Москвы-реки. Иными словами — Арбат и Хамовники.
Это московский аристократический старый город со всем, что из этого следует. Коля Герасимов в первых же кадрах фильма идет за молоком — в магазин на углу Остоженки и улицы Крыленко (ныне 1-й Обыденский переулок). Магазин одной из первых в России торговых сетей — молочной империи Чичкина; поскольку это Остоженка, возможно, именно на вывеску этого магазина «Сыр» подвывал за 60 лет до «Гостьи из будущего» главный герой булгаковского «Собачьего сердца».
На Остоженке троллейбус сбивает и Алису, догоняющую Колю после всех приключений в будущем. А после больницы (которую снимали, правда, на Маросейке) Алиса временно поселяется в гости к подруге Юле Грибковой — и на этой квартире стоит остановиться особо. Двухэтажная, на верхнем этаже доходного дома начала ХХ века в Гагаринском переулке, 28, — это явным образом квартира «с корнями».
В просторной квартире из нескольких комнат (там живут, судя по всему, четыре человека) царит Юлина бабушка, появляющаяся перед нами с аккуратной парадной стрижкой и в «барском» — под стать арбатско-остоженскому миру старой Москвы — халате. В комнатах виден и камин, и настольные часы XIX века — вещь музейного уровня. Квартира «по-барски» немного запущена — почерк именно старомосковского мира. Антикварная (XVIII—XIX веков) мебель даже на кухне — и при всем этом вполне современный холодильник, электроплита (кстати, почему не газ?) и даже писк тогдашней кухонной обстановки — вытяжка. Настенная кофемолка европейских кровей и многочисленная зелень дополняются зингеровской швейной машинкой и настольными лампами в стиле модерн — старый добрый дореволюционный уклад. Кабинетный рояль и картина на подрамнике довершают «богемно-буржуазно-традиционную» атмосферу.
Бабушка Юли — мы сразу видим это по разговору — женщина «непростая»: это подтверждается, когда мы узнаем, что замминистра просвещения — ее лучший друг. Но, кстати говоря, «непрост» и Коля Герасимов (Юлин одноклассник, напомним): живет он в «цековском» доме в Сивцевом Вражке. Можно убедиться в этом, бросив взгляд на его «гражданскую» (которая не школьная форма) одежду — а это, как и у Юли, импортные джинсы, хороший, скорее всего, тоже импортный джемпер и даже веселая, точно не советская, футболка с принтом — и на аксессуары, то есть кроссовки (а не кеды, как у Фимы Королева) и импортный кожаный дипломат.
Итак, герои «Гостьи из будущего» — не такие уж и обычные советские дети. Скорее очень даже необычные: арбатско-остоженская элита, учащаяся в совершенно реальной 20-й школе с углубленным изучением английского языка. Те, кого «точно возьмут в коммунизм» — потому что, по сути, в начале восьмидесятых они уже в нем жили.

Бабушки заменяют школьникам отцов
Итак, о двадцатой школе. Она выведена в фильме прямо под своим номером (кстати, в изначальной повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед» школа была другой, но опять же «околоарбатской»). И съемки проходили в настоящем здании 20-й школы, летом 1984 года. Мы видим прежде всего класс того самого «углубленного» английского языка — со страноведческими плакатами и портретами классиков британской литературы. Да, школьники везде школьники — толкаются, шумят, — но само оформление стен не дает забыть, что это не простая школа, а элитарная.
Сейчас, когда английский стал своего рода базовым иностранным, когда он преподается по многочисленным программам практически везде в России — уже трудно вспомнить, чем была в советское время «школа с углубленным изучением английского языка» (углубленное — значит, что программа начиналась не с 4-го класса, как везде, а с первого-второго, и на «ин. яз.» выделялось вдвое больше часов в неделю). Прежде всего это престиж и возможность легче поступить на вузовские специальности, связанные с языком. Например, на романо-германское отделение филфака МГУ, в Институт иностранных языков им. Мориса Тореза (ныне МГЛУ).
И даже в МГИМО — а почему нет? Кстати, обратим внимание: ни у кого из школьников, семьи которых мы видим в «Гостье», нет видимого нам в ходе картины отца. Везде — мамы и бабушки (это при высококлассном материальном обеспечении). Говорить это может, в частности, о длительных (заграничных в том числе?) командировках. А даже если и не дипломатическая карьера — то посмотрите на ультрамодный костюм учительницы! Да, «англичанки», неформально подрабатывая переводчиками и репетиторами, жили так, как их коллегам с менее престижным профилем и не снилось.
Кстати, вспомним еще один знаменитый детский фильм тех лет — «конкурирующие» с «Гостьей из будущего» «Приключения Электроника». Там дети, надо заметить, из более простой среды (несмотря на футуристичную, шикарную, новаторскую школу, снятую в Зеленограде). И «прикинутость» Сережи Сыроежкина импортными шмотками объясняется просто: отец-дальнобойщик из рейса привез.
И еще в школе мы видим урок физкультуры — не на школьном стадионе (которого в центре Москвы чаще всего у школы и не было), а где-то «в районе». Эта практика ох как знакома всем, кто учился и учится в школах центра города: пробежки и прыжки просто в городских скверах (например, дети из школы №19 в Кадашах бегали и прыгали в Репинском сквере, что на другой стороне Водоотводного канала). Впрочем, нынешние тенденции к безопасности учеников делают эту практику все более редкой.
Ни домофонов, ни огороженных домов
Можно ли сейчас представить себе, что двое мужчин с биноклями (в фильме это были космические пираты Крыс и Весельчак У) сначала сидят на дереве, а потом на трибунах маленького стадиона откровенно пялятся на подростков, занимающихся физкультурой? И ни у кого не возникает к этим мужчинам вопросов (вплоть до привлечения милиции)? Ситуация для нашего времени, кажется, фантастическая. Как, впрочем, и беготня шестиклассников по всему обширному «полигону» действия фильма. Но — как странно это осознавать спустя 35 лет! — кажется, в советские времена такой настороженности по поводу возможных маньяков и педофилов и правда не было.
Она появится уже через пару лет после выхода картины — в перестройку, когда пресса начнет говорить об «изнанке советской жизни». И дальше, и больше — вплоть до нынешнего дня, когда для родителей с Арбата и Остоженки кажется немыслимым вообще выпустить шестиклассника на улицу одного. Доказательство — совсем недавний случай с жительницей ЦАО, которая отправила на автобусе из музыкальной школы свою 13-летнюю дочь, а в дороге у нее сел мобильный телефон, и она проехала свою остановку. Вполне невинное приключение — девочка доехала до Ленинского проспекта, вначале несколько потерялась, но потом благополучно вернулась домой — вылилось в общегородскую истерику в соцсетях...
Подъезды (в том числе проходные) сорок лет назад были не заперты на домофоны. Да, представьте себе такую безалаберность! И заборов, запирающих дворы, не было, да даже в школу и больницу можно было пройти (что и сделали Крыс с Весельчаком) без обязательного предъявления документов и разговора с охранником. Все это — кто не помнит — появилось уже в 90-х, после первых терактов в Москве (а до этого были теракты в Париже).
Да, конечно, не поспоришь: все это нужно против запрещенного в России «Колумбайна» и других не менее запрещенных явлений. Но иногда полезно вспомнить: жили ведь и без этого.

Диссидент против белоэмигранта
Среди ребят шестого «Б» есть один, скажем так, нетипичный персонаж. Такой, которого в обычных условиях осмеивают, но в критической ситуации (когда весь класс ищет Колю, а потом помогает им с Алисой спасти миелофон от пиратов) именно он играет одну из главных ролей. Это, конечно, Фима Королев — лучший друг Коли Герасимова, главный конспиролог и даже, можно сказать, диссидент.
Он и выглядит «не по-коммунистически»: не подтянутый, а полненький, любит покушать. И одет — когда гуляет с собакой — очень специфично: взрослый, «старообразный» плащ, широкие штаны, майка с бретельками. Фима, кажется, чуть ли не единственный здесь не из процветающей семьи: да мы его семьи, кажется, и вовсе не видим.
А логика Фимы — это логика, друзья, матерого антисистемщика. Везде видеть двойное дно, «подставу» — не верь, не бойся, не проси... Интересно, правда, кто у него отец и откуда у них в семье такой интересный жизненный опыт? И да — мы смеемся над Фимой (ну что такое, тут же в будущем коммунизм и свет, а в настоящем почти коммунизм! — а он со своими подозрениями). Но кто оказался прав уже через десять лет?
Кстати, артист, игравший Фиму — Илья Наумов, — в девяностые стал, как пишут, достаточно успешным предпринимателем, а вот Алексей Фомкин (Коля Герасимов), увы, не смог сделать карьеру актера и рано, по глупости, умер.
Но в 1984 году против космических пиратов и на стороне светлого будущего играет «сборная» из честных пионеров и плохо замаскированного, но очень практичного диссидента. А противостоят им инопланетные существа, принявшие — что весьма характерно — образы... белоэмигранта и иностранца. Тоже стандартные сюжетные маски, только уже советского шпионского детектива (именно их любит Фима, потому он и лучше других держится в этом противостоянии). Посмотрите на героя Михаила Кононова (Крыса) в черном старомодном френче, с офицерской выправкой и тросточкой. И на то, как подает ему герой Вячеслава Невинного (Весельчак У) ежеутреннюю рюмку водки на серебряном подносе — заправский денщик беглого (белого) офицера, да и только. Вампирские клыки образу старого офицера не противоречат.
Время проходит красной нитью
И получается, что «Гостья из будущего» — фильм про светлое прошлое. Про мир, где будущее равно коммунизм и полеты к другим галактикам, где нет заборов и видеокамер просто потому, что они никому не нужны (ведь даже те самые пираты — чуть ли не последние оставшиеся на свободе!). Где металлические высокие карусели, на которых так весело повисать втроем-впятером, не под запретом. Где старые дома не сносят, а реставрируют (в фильме много раз показан двор одного реконструируемого дома — видны плиты бетонных перекрытий, которые встанут на место деревянных, и трубы мусоропроводов).
Поразительно и то, что многие артефакты, тогда считавшиеся обычным стандартом жизни, теперь смотрятся как улучшенная, здоровая версия реальности. Например, система стеклянной оборотной тары (где всех отходов от молочных и кефирных бутылок — одна фольга разных цветов). Модные практики здоровья — Коля закаляется, лежа на балконе в спальном мешке. Неубиваемая школьная форма (хотя бы у мальчиков: кто носил эти синие костюмы, которые дышали, а порвать их при этом было совершенно невозможно — вспомнит). Наконец, своего рода феминизм: кто в конце концов кладет на обе лопатки Весельчака У и выбрасывает из окна? А кто его арестовывает? А кто, в конце концов, работает с миелофоном?..
Время — главный герой «Гостьи из будущего». Оно то ускоряется, то, напротив, шутит странные шутки. Недаром почти везде мы в фильме видим часы. У пиратов в заброшенном доме — настенные «буржуазные». У бабушки Юли — аристократические каминные. А у Коли Герасимова в тумбочке — и вовсе фототаймер. Устройство для того, чтобы в конечном счете фиксировать реальность. Как она зафиксирована в самом фильме — который, наверное, нас до сих пор и притягивает отчасти как модель путешествия во времени, но куда больше — как слепок «вот-вот и коммунистической» реальности середины восьмидесятых. Сделанный накануне потрясений — которые закрыли для нас всех дверь в тот, с Алисой и миелофоном, 2084-й.
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ
Шарик для пинг-понга пришлось извлекать из интимного места врачам московской больницы. Его поместил в прямую кишку менеджер среднего звена. ...... Подробнее
Шарик для пинг-понга пришлось извлекать из интимного места врачам московской больницы. Его поместил в прямую кишку менеджер среднего звена. ...... Подробнее
В планах развития Московского метрополитена значится строительство уже нескольких подмосковных участков, один из них — это продление Некрасовской линии до станции «Зенино» в Люберцах. Правда, речь о достаточно...... Подробнее
В планах развития Московского метрополитена значится строительство уже нескольких подмосковных участков, один из них — это продление Некрасовской линии до станции «Зенино» в Люберцах. Правда, речь о достаточно...... Подробнее
Второй месяц осени выдался в столичном регионе мокрым, хотя и в целом теплым. А еще очень туманным. Утром 21 октября все соцсети облетели кадры скрывшегося в густой мгле здания МГУ, а после обеда МЧС Москвы...... Подробнее
Второй месяц осени выдался в столичном регионе мокрым, хотя и в целом теплым. А еще очень туманным. Утром 21 октября все соцсети облетели кадры скрывшегося в густой мгле здания МГУ, а после обеда МЧС Москвы...... Подробнее
СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО
Сознательное отношение к природным ресурсам и экологическая ответственность — то, что отличает гражданина XXI века. Заботиться только о себе сегодня не модно, нужно позаботиться также о природе. Раздельный...... Подробнее
Сознательное отношение к природным ресурсам и экологическая ответственность — то, что отличает гражданина XXI века. Заботиться только о себе сегодня не модно, нужно позаботиться также о природе. Раздельный...... Подробнее
Новые путепроводы на северо-востоке Москвы позволят водителям сэкономить порядка 30 минут на дорогу. В ближайшее время планируется построить две эстакады через Ярославское направление МЖД. ...... Подробнее
Новые путепроводы на северо-востоке Москвы позволят водителям сэкономить порядка 30 минут на дорогу. В ближайшее время планируется построить две эстакады через Ярославское направление МЖД. ...... Подробнее
Динамично развивающийся успешный бизнес — обязательный элемент существования любого современного города. Московскому бизнесу в последнее время приходится несладко: сперва трудности были спровоцированы пандемией... Подробнее
Динамично развивающийся успешный бизнес — обязательный элемент существования любого современного города. Московскому бизнесу в последнее время приходится несладко: сперва трудности были спровоцированы пандемией... Подробнее
Комментарии