Выплату за заключение контракта на военную службу..
Фото: Сергей Аксенов/Telegram Симферополь, 24 сентября. Власти Крыма с сегодняшнего дня увеличили выплату за заключения контракта на военную службу.... Полностью
Фото: Сергей Аксенов/Telegram Симферополь, 24 сентября. Власти Крыма с сегодняшнего дня увеличили выплату за заключения контракта на военную службу.... Полностью
Симферополь, 29 сентября. В Крыму ограничили продажу топлива на заправках 30 литрами в одни руки. Об этом у себя в телеграм-канале написал глава... Полностью
Фото: Крыминформ Симферополь, 20 октября. Власти Крыма увеличили суточный лимит на продажу топлива на АЗС до 30 литров на человека. Об этом сообщил... Полностью
Трамп планирует нанести наземные удары по территории Венесуэлы под предлогом борьбы с наркоторговцами. Президент США говорит, что "может пойти... Полностью
Администрация Трампа одобрила расширение бурения нефтяных и газовых скважин в Арктическом национальном заповеднике дикой природы Аляски (ANWR), что... Полностью
В глубинах океана зарождается новое соперничество между США и Китаем. Две самые могущественные страны мира изучают возможность глубоководной добычи... Полностью
Колумбия осудила авиаудары США по судам, предположительно причастным к контрабанде наркотиков у берегов Южной Америки, и призвала Вашингтон... Полностью
Неутомимый маятник Трампа достиг очередной критической точки в отношениях с российским президентом Путиным. Главе Белого дома было предложено три... Полностью
В ночь на 23 октября в Копейске Челябинской области, на территории одного из предприятий, прогремели мощные взрывы. Вскоре губернатор Челябинской... Полностью
Администрация президента США Дональда Трампа предприняла ряд резких шагов, обозначивших поворот к жесткой конфронтации с Москвой. Ключевым сигналом... Полностью
С Владимиром Стекловым мы встретились на Фестивале российского кино в Онфлёре, где он представлял картину «В Кейптаунском порту» Александра Велединского. Там у него роль знаменитого драматурга с загадочным прошлым. Действие переносит героя из 1940-х в 90-е. Парня по прозвищу Салажонок, каким он когда-то был, сыграл внук Стеклова, сын его дочери Агриппины, — Данил. Теперь глава актерской династии снимается в новом фильме Велединского «Обитель» по одноименному роману Захара Прилепина, события которого разворачиваются в Соловецком лагере особого назначения.

В фильмографии Владимира Стеклова — больше 120 картин. Среди них — «Мастер и Маргарита» Юрия Кары, где он сыграл Азазелло, «Ближний круг» Кончаловского, «Чемоданы Тульса Люпера» британского классика Питера Гринуэя, множество сериалов. Стеклов должен был лететь в космос, участвуя в фантастическом и безумном по замыслу проекте «Тавро Кассандры» Юрия Кары. Он даже прошел общекосмическую подготовку для полета на станцию «Мир». Однако в 1997 году проект закрыли из-за недостатка финансирования.
— Картина «В Кейптаунском порту» — очень личная для режиссера, основанная на рассказе его отца. Замыслу — больше 20 лет. Да и вы с Александром Велединским знакомы почти столько же.
— Минимум два десятилетия. Мы еще не были знакомы с Сашей, когда покойный актер Женя Дворжецкий, с которым они из одного города — Нижнего Новгорода, принес мне прочесть литературную основу его сценария. Я прочитал и подумал, насколько это интересно, но каким должен быть кинематографический язык, чтобы все это изложить, сохранив необычную повествовательную структуру. Там же все непросто — не так, что вот с чего-то начинается, потом развивается и чем-то заканчивается. Все — в неожиданных аспектах.
Наверное, все не случайно в нашей жизни. Через какое-то время, может быть, через полгода, мне позвонил уже Саша. Он тогда мало кому был известен, заканчивал Высшие режиссерские курсы и в качестве дипломной работы выбрал рассказ «Двое из будки 9-го километра» Вячеслава Пьецуха, по которому и решил снимать короткометражный фильм «Ты да я, да мы с тобой». Мы встретились на Чистых прудах — я, он и Сережа Маковецкий. Потом была замечательная экспедиция на озеро Селигер, где и состоялся дебют Велединского и наше с ним знакомство, переросшее в замечательную творческую и человеческую дружбу.
— Как дебютант убедил вас работать вместе?
— Сценарий был хороший, и я в комплиментарных выражениях описал свои ощущения, сказал, что это залог того, что можно говорить «да». И мы с Сергеем Маковецким сказали «да» — и никогда потом об этом не пожалели. Надо было только освободить десять дней. Получилась очень хорошая работа. Наше сотрудничество продолжилось в картине «Русское» по произведениям Эдуарда Лимонова, потом был «Закон». Саша хотел, чтобы я у него и в «Живом» снимался, но у меня не получилось.
— Да у вас просто судьбоносная встреча!
— Саша всегда хотел снять всю нашу семью — мою дочь Граню, внука Данила, меня. Граня у него работала на картине «Географ глобус пропил», и Данил пробовался, но он тогда был студентом Школы-студии МХАТ и не смог. А потом мы соединились с ним на «В Кейптаунском порту». Саша очень хотел, чтобы мы сошлись и в «Обители». Граня туда пробовалась на роль мамы, Данил тоже пробовался, но в результате снялся один я.

— Работаете с экстраординарными писателями — Лимоновым, Прилепиным...
— Это совершенно закономерно для Саши Велединского. Он же и сам пишущий человек, не только сценарист. У него хорошая литературная закваска. Он хорошо придумывает сюжет, что очень важно. Язык можно выработать, а вот вычленить близкую тебе тему, рассмотреть ее под необычным углом зрения, увидеть, услышать, изложить на бумаге, а потом и на кинопленке не всем дано.
— «Обитель» в итоге будет большим восьмисерийным фильмом. Когда мы встречались с Сашей, он еще не знал, во что все выльется.
— И я этого не знал. Саша всегда так непросто монтирует. Материал большой — не только литературный, но и съемочный. У нас сначала была экспедиция в Кирилло-Белозерский монастырь, где снимались Соловки. Потом мы поехали снимать Секирку (холм на Большом Соловецком острове) под Ярославлем. Там — как тюрьма в тюрьме, где все «расстрельные» и сходят с ума от колокольчика. Никто не знает, кого именно расстреляют, когда он зазвенит, и от этого сходят с ума. Я не очень понимал, наверное, как и все занятые на Секирке, как это вообще можно снять. У Прилепина-то — жуткая история. Люди были даже не полураздеты, а именно раздеты, укладывались в штабеля, чтобы не замерзнуть ночью. А что такое штабеля? Тем, кто внизу, может быть, и теплее, но они и умирали от давления тел. Люди были доведены до такого состояния, что мечтали, чтобы их забрали, и муки закончились.
Мы снимали в ноябре в Ярославле, и у меня есть снимки этих мест. Это вообще не декорация: колокольня с провалившимся куполом, храм — все натуральное. Жутковато было. Особенно в эпизоде, где герой картины — заключенный Артем Горяинов, которого играет Женя Ткачук, — в отчаянии выцарапывает глазницы святым. У Прилепина есть страшная сцена, где люди знают, что погибают, среди них много неверующих, но в последние минуты бренной жизни пытаются каким-то образом направить себя к Богу. Два священнослужителя — мой герой, отец Зиновий, и герой Игоря Черневича — антагонисты. Мой — ортодоксальный, а другой — обновленец. Они постоянно враждуют, но тут объединяются для того, чтобы шла общая молитва. Это очень сильное место. Я не понимал, как его можно озвучивать…
— Но вам, наверное, вместе работать гораздо проще?
— Да, с Сашей очень комфортно. Все-таки я его давно знаю. У нас много в жизни совместного, и не только на съемочной площадке. Всегда вспоминаю фантастическую экспедицию на Селигер, несмотря на то, что времени было мало, всего десять дней. Хотя теперь все быстро снимают. Я в Онфлёре посмотрел «Текст» Клима Шипенко и потом спросил у него, сколько у них было дней на такой проект. Оказалось, что немного. Как только умудряются так быстро снимать! Но Клим в Америке учился, там все по-другому. У меня тоже был маленький опыт: 10 дней снимался у Питера Гринуэя в «Чемоданах Тульса Люпера». Там настолько все другое!
— Сложнее?
— Да, но очень интересно. Снимали в Лейпциге. В первый съемочный день я приехал не с самого начала. Пока был занят гримом и костюмом, съемка уже шла, и я попросился войти в павильон, поскольку туда просто так не попасть. Открыли дверь, запустили, и я растерялся. Показалось, что вышел на улицу, на натурную площадку. Увидел залитую светом фонарей площадь, а когда объявили перерыв на ланч и дали так называемый дежурный свет, просто обомлел. Это был павильон, но очень большой. Массовки — человек четыреста, но ее не слышно. Работало восемь камер. Где они были? Этого я до сих пор не знаю. Группа была интернациональная: немцы, русские, англичане, испанцы… Мы с главным героем репетируем сцену. Приносят картонную шахматную доску. Гринуэй сидел у плейбека. Потом я туда тоже попал и увидел множество мониторов. Я спросил, нет ли деревянной доски. Мне никто не ответил, но через какое-то время, пока мы разговаривали, принесли доску, какую я просил.
По сценарию мы должны были находиться в ванне. Развратившись на шахматной доске, которая появилась по щучьему велению, я поинтересовался, нет ли оцинкованного корыта, и оно появилось. Я предложил: будем голые, но чтобы это «не продать», нужна мыльная пена. Все быстро организовали. И мы с прекраснейшим артистом Лондонского королевского театра Роджером Рисом, который играл Тульса Люпера, разделись. Никто не командовал, что надо отвернуться. Мы залезли в ванну, взяли шахматную доску и выпивку, не зная, что мотор идет, и нас снимают. Начали играть. Мой герой — комендант лагеря — должен выиграть. Если проиграет, то обязан отпустить соперника. Он делает ход, и ясно, что дальше последует мат. Начинаю смеяться, выпивать, брызгать в него мыльной водой, которая попадает в глаза. Он брызгает в меня. Все это не репетировалось. Он — англичанин, я — русиш. Когда пена обожгла мне лицо, я хлопнул соперника по голове, он меня по щеке. Мы стали бить друг друга, царапать… Наконец я не выдержал, выскочил на скользкий пол, перевернул корыто вместе с ним. И он, голый, в мыльной субстанции, лежал как эмбрион и извивался. Тишина была жуткая, а потом нам стали аплодировать. Товарищ Питер подошел…
Потом мы проходим какую-то сцену — по-моему, с женой в постели. Подошел кто-то из помощников Гринуэя с незнакомым молодым человеком, который вдруг начал возбужденно говорить. В какой-то момент Гринуэй ударил посохом. Ба-бах! Прозвучало как выстрел. Молодой человек мгновенно упал как убитый. Оказалось, привели артиста на эпизод, в конце которого его должны застрелить.
— Но чем именно это так отличается от нашего кино?
— У нас понятие профессии настолько размыто, особенно на сериалах, где столько случайных людей, что непонятно, как они там оказались. И это первые лица — режиссеры! С операторами более или менее у нас благополучно. Поэтому мне было очень интересно поговорить с Климом о «Тексте». Даже не о том, как и что делалось, а сколько времени занимало. Он очень интересный режиссер, и это тот случай, когда хочется с ним повстречаться на площадке. Так мало людей профессиональных!
— У вас столько сериалов! Такое ощущение, что вы из них не выходите.
— Но благо у меня еще и театр есть. Сериалов много. Хочется быть в тренинге. Хотя это какой-то селевой поток, который тебя размывает. Количество, не переходящее в качество. Приходится иметь дело с огромным количеством непрофессиональных людей, от которых многое зависит.
— Терпите?
— Иногда — да. Хочется же не конфликтовать, а понять, чего от тебя ждут. Но меня научили: сделай сначала то, о чем тебя просят, потом уже говори про свое видение. Это профессиональная этика. У нас в театре и кино чаще вступают в спор якобы творческий: «А можно я…» Да, можно, но сначала покажи, что ты можешь сделать из того, что тебе предложено.
— Судя по рассказам, вы дружны с внуком и наверняка обсуждаете с ним профессиональные вопросы. Чувствуется разница поколений?
— Мне приходится работать не только с внуком. С молодыми ребятами закончили картину «Эй! Москвич!». Там снимался Денис Нурулин из Губернского театра. Он хорошо дебютировал у Сергея Безрукова в пьесе Островского, стал много сниматься. Молодые же тоже к нам прислушиваются. Наш творческий и возрастной шлейф им что-то говорит. И мы к ним присматриваемся. Мне кажется, они очень хорошо подготовлены. Я беру не общую массу, а тех, с кем работаю. У них хорошая база и школа. Не могу сказать, что они могут все, но не боятся площадки, быстро и точно схватывают специфику, существующую в театре и кино. И у них есть чутье. Все-таки в кино и театр берут хороших и интересных ребят, индивидуальности, а не только по принципу, что это чей-то родственник, дочка или жена продюсера. Я чувствую себя хорошо с морально-нравственной точки зрения, когда про мою дочь или внука никто не говорит, что они здесь оказались потому, что носят мою фамилию.


— Да многие и не догадываются о вашем родстве. К тому же природа на них не отдохнула.
— Слава богу! Граня тоже беспокоится за сына. Переживает, как у него все складывается в театре и кино, в нашей непростой среде, где важно правильно существовать. Для меня мой Даня и Ваня Янковский, с которым они вместе поступали, но пошли к разным мастерам, — пример хорошего поколения. Не знаю, можно ли их еще называть молодыми?
— А кто же они?
— Уже молодые зубры. Мне они нравятся. С ними хорошо на площадке, потому что они тебя тестируют, а ты — себя через них. Как в спорте объявляют: «Заслуженный мастер спорта! Мастер спорта международного класса!» Потом — свисток, и ты видишь на поле человека, за которого неловко. Так и здесь. Народный артист?! Ну а дальше что, когда кончились регалии?
— Испытываете беспокойство рядом с ними, переживаете по поводу соответствия современным запросам?
— Постоянно. Но я не знаю, какие они — современные запросы. Когда прочитал сценарий фильма «Подбросы» и пришел на встречу с молодым режиссером Иваном Твердовским, я уже знал, что Данил будет у него сниматься. Иван рассказал, что он хочет, спросил, как я к этому отношусь. Я сказал, что нормально. Там была очень откровенная сцена, которой сейчас нет. И Даня интересовался, как я к этому отнесусь, соглашусь ли…
— Многие иностранные режиссеры и продюсеры считают, что русские артисты переигрывают. Теперь востребован минимализм, чтобы все было как в жизни.
— В Онфлёре посмотрел фильм, который не стану называть. В нем было такое соединение актерской и неактерской игры, что артисты оказались скомпрометированными. Либо вы их как-то совмещайте, либо давайте подсказку, что это вот жизнь, а тут — ее слепок. Это задача режиссера — привести все в равновесие. Возможно, лучшее, что я видел, — монолог Аль Пачино в «Запахе женщины». Дело не в том, русский ты артист или американский. Наши тоже по-всякому существуют. Бывает, что работают на плюс. «Репетиция — любовь моя» в театре может и полгода длиться. За это время можно определиться, понять, что от тебя хотят. Если артист не годится, и ты видишь, что он немного из прошлого, то поменяй его. В кино сделать это сложнее, потому что нет такого понятия, как «репетиция — любовь моя». Но все равно можно внятно объясниться.
— Можете себе позволить полугодовые репетиции при вашей занятости?
— Все зависит от замысла. Сегодня полугодовые репетиции может себе позволить крупный репертуарный театр, но я бы сейчас уже туда не сунулся, каким бы замечательным ни был проект. Потому что плотный график. А быть «свадебным генералом» не хочу. Иногда спрашиваешь молодых актеров, кто у них мастер, бывает ли он у них на занятиях… Возникает неловкая пауза. «А когда бывает — что говорит?» Они воспроизводят его интонацию: «Ой, какие вы молодцы! Я вот так не умею». Встречаю потом этого мастера и думаю: да, точно тебя показали, зачем тебе только это нужно?..
Я проводил кастинг на «Анну Каренину» на театральном проекте. Выдержал человек сто, а записано было больше семисот. Раньше в театре такого не было, а теперь проводят. Приходит много ребят из всех мыслимых и немыслимых учебных заведений. Оторопь вызывает какой-нибудь институт гужевой и бондарной промышленности, объявляющий прием на театральный факультет. Действительно, почему нет, если есть спрос? Хорошо же денег срубить! Спрашиваешь у ребят, кто мастер. Ладно бы ты никогда о нем не слышал, как и об этом учебном заведении. Так ведь нет!
Я имел опыт преподавания в начале 2000-х. После этого сказал себе «нет». Являться только на сессии — это плохо. А отдаваться студентам, как делает Константин Райкин, не могу. Это выбор каждого. Костя же отказался от кино и телевидения, выбрал театр, и это правильный подход.
— Наверное, самым экзотическим вашим проектом была работа у Юрия Кары, когда вы готовились полететь в космос…
— Там никакой экзотики в результате не было, кроме профессиональной подготовки. Некоторые думают, что это прежде всего тренажеры, центрифуга, но сначала идет совсем другая подготовка, медики тобой занимаются. По-моему, я провел там 860 часов. Но ОКП, занимающая у настоящих кандидатов два года, у меня заняла месяцев восемь. Это был самый замечательный опыт, никакого отношения к моей первой и настоящей профессии не имевший. Там все было иначе.
Ключевые слова: новости Культура
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ
Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее
Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее
В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее
В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее
Посетить Большой театр и окунуться в атмосферу высокого искусства — большое удовольствие. Но что делать, если жизнь нарушила твои планы: заболел человек, экзамен перенесли или какое другое ЧП. И тогда встречу с... Подробнее
Посетить Большой театр и окунуться в атмосферу высокого искусства — большое удовольствие. Но что делать, если жизнь нарушила твои планы: заболел человек, экзамен перенесли или какое другое ЧП. И тогда встречу с... Подробнее
СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО
Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее
Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее
12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее
12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее
Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее
Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее
Комментарии