Не стало Марины Голдовской: единичной и искренней женщины с киноаппаратом - «Культура» » Политический Эксперт

Не стало Марины Голдовской: единичной и искренней женщины с киноаппаратом - «Культура»

20 марта на 81-м году жизни умерла документалист от бога, талантливый режиссер, сценарист и оператор Марина Голдовская. Она сняла около 90 неигровых картин: «Архангельский мужик», «Власть соловецкая. Свидетельства и документы», «Осколки зеркала. Дневник смутного времени», «Повезло родиться в России», «Горький вкус свободы». Это сейчас в режиссуре и операторском деле много женщин. А в годы активной работы Марины Голдовской женщина с камерой была большой редкостью.


Не стало Марины Голдовской: единичной и искренней женщины с киноаппаратом - «Культура»

Москва, 2012 г. Фото: из личного архива Виталия Манского

«Я и в режиссеры-то пошла потому, что оператором меня коллеги не хотели брать. Они говорили: «Твое место на кухне». Я в 1964 году оканчивала ВГИК, и на моем курсе были только две девочки», — об этом Марина Евсеевна рассказывала нам в Москве на «Артдокфесте», когда в 2013 году прилетела из США. Она родилась в военной Москве 15 июля в 1941 года в семье советского ученого, немало сделавшего в области кинотехники. Отец, наверное, и определил выбор дочери. Марина окончила ВГИК, где училась в мастерской знаменитого оператора Бориса Волчека.



Она долго жила в США, но последние годы провела в Юрмале, когда уже тяжело болела. Как сказал ее коллега Виталий Манский, живущий в Риге, Марина Голдовская была рядом, но встреча с ней уже была невозможна. А в 2011-м она, полная сил и энергии, прилетела по его приглашению из США в Москву на «Артдокфест» и представила свой фильм «Горький вкус свободы» об Анне Политковской — сразу после премьеры на крупнейшем документальном фестивале IDFA в Амстердаме, показов в Нью-Йорке, Монреале, Варшаве. Разговоры с ней были очень значительными.



Она рассказала, что снимать кино о Политковской не собиралась. Просто американская кинокомпания предложила сделать картину о России 2000 года, и Голдовская решила, что лучшее, что может дать представление о стране, — это люди. Одним из предполагаемых героев стал Александр Политковский, создавший программу «Взгляд». Но он был неуловим, все время находился в командировках — в Чернобыле, на буровой. Встреча откладывалась, а вот с его женой Анной Марина Голдовская периодически встречалась. Познакомились они, когда Аня была студенткой, и Марина Евсеевна, преподававшая в МГУ, присутствовала на их свадьбе с Александром. Замысел фильма «Вкус свободы» трансформировался. Он вышел в 1991-м. А потом, когда Анну Политковскую убили в подъезде собственного дома, появился «Горький вкус свободы». Анна принимала близко к сердцу чужую боль и беду, что и привело ее к трагическому уходу. В фильме Голдовской она беззащитная. Но при этом ее боялись, поскольку сострадание Политковской не знало границ, заставляло ее ехать в Чечню, кого-то спасать. Собственно, об этом Голдовская и снимала — о личной интонации, не о политике. Действовало это безотказно.



Голдовская чувствовала людей, и каждый ее фильм — находка того единственного необходимого героя в массе людской. Она изучала их методом наблюдения, снимала представителей разных профессий, изучала их методом наблюдения: первого российского фермера в «Архангельском мужике», хирурга Александра Вишневского, представителей искусства Юрия Завадского, Олега Ефремова, Михаила Ульянова, Аркадия Райкина. Она отправлялась на Соловки, чтобы показать жизнь в исправительно-трудовом лагере, снимала московскую Олимпиаду, преподавала на журфаке МГУ и в калифорнийском университете, стала лауреатом Госпремии на родине и членом Американской киноакадемии, написала книги о своей профессии и ее людях: «Человек крупным планом», «Павел Лебешев», «Женщина с киноаппаратом».



Профессия для нее стала, наверное, главным в жизни. Ею Марина Голдовская увлекла и сына — Сергея Ливнева. Он тоже учился на оператора, а потом на сценариста во ВГИКе, написал сценарий «Ассы», снял как режиссер знаковые для 90-х фильмы «Кикс» и «Серп и молот», а 1999-м переехал в США, а потом в Великобританию. В нашем разговоре Сергей сказал: «Я рос в кинематографической семье. Все разговоры были только про кино, словно только оно и существовало в этом мире, а все остальное не стоило выеденного яйца. Был момент, когда я пытался взбрыкнуть, решил учиться на историка, но родители хотели, чтобы я непременно занимался кино. Они не понимали, чем еще можно заниматься? Мама настояла на том, чтобы я с пяти лет занимался языком с учителем, а потом пошел в английскую школу. Я снял пять фильмов на английском языке. Прошло время, и мне тоже стало казаться, что мой сын должен непременно заниматься кино, а он выбрал профессию математика».



В 2018 году вышел фильм «Ван Гоги». Так, спустя 25 лет, Сергей Ливнев вернулся в режиссуру после многолетней продюсерской работы. Вернулся во многом благодаря своей матери, чтобы рассказать отчасти автобиографическую историю, связанную с ней. Правда, вместо матери в фильме был отец, роль которого сыграл выдающийся польский актер Даниель Ольбрыхский. Его герой — знаменитый музыкант, у которого есть сын-художник. Живут они в разных странах, и только болезнь отца по-настоящему их сближает.



В момент выхода картины много говорили о личных мотивах режиссера. Однако в нашем разговоре Сергей Ливнев сказал: «Не надо искать ничего автобиографического в фильме, но чувства там мои. Сначала сценарий был про сына и мать, и мы пытались найти исполнительницу главной роли среди крупных русскоговорящих актрис в разных странах. Наконец, нашли, но в нашей избраннице женское возобладало над актерским, когда она встретилась с гримером. А активных актеров в этом поколении гораздо больше. В итоге я позвонил Ольбрыхскому, предупредил его, что сценарий написан на женщину, пообещал, что если роль ему понравится, быстро перепишу. Ольбрыхский согласился». Приняла ли Марина Голдовская послание сына, наверное, знает только он. В его версии она предстала незаурядным и трагическим человеком, что угадывалось в ее собственных документальных картинах.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

20 марта на 81-м году жизни умерла документалист от бога, талантливый режиссер, сценарист и оператор Марина Голдовская. Она сняла около 90 неигровых картин: «Архангельский мужик», «Власть соловецкая. Свидетельства и документы», «Осколки зеркала. Дневник смутного времени», «Повезло родиться в России», «Горький вкус свободы». Это сейчас в режиссуре и операторском деле много женщин. А в годы активной работы Марины Голдовской женщина с камерой была большой редкостью. Москва, 2012 г. Фото: из личного архива Виталия Манского «Я и в режиссеры-то пошла потому, что оператором меня коллеги не хотели брать. Они говорили: «Твое место на кухне». Я в 1964 году оканчивала ВГИК, и на моем курсе были только две девочки», — об этом Марина Евсеевна рассказывала нам в Москве на «Артдокфесте», когда в 2013 году прилетела из США. Она родилась в военной Москве 15 июля в 1941 года в семье советского ученого, немало сделавшего в области кинотехники. Отец, наверное, и определил выбор дочери. Марина окончила ВГИК, где училась в мастерской знаменитого оператора Бориса Волчека. Она долго жила в США, но последние годы провела в Юрмале, когда уже тяжело болела. Как сказал ее коллега Виталий Манский, живущий в Риге, Марина Голдовская была рядом, но встреча с ней уже была невозможна. А в 2011-м она, полная сил и энергии, прилетела по его приглашению из США в Москву на «Артдокфест» и представила свой фильм «Горький вкус свободы» об Анне Политковской — сразу после премьеры на крупнейшем документальном фестивале IDFA в Амстердаме, показов в Нью-Йорке, Монреале, Варшаве. Разговоры с ней были очень значительными. Она рассказала, что снимать кино о Политковской не собиралась. Просто американская кинокомпания предложила сделать картину о России 2000 года, и Голдовская решила, что лучшее, что может дать представление о стране, — это люди. Одним из предполагаемых героев стал Александр Политковский, создавший программу «Взгляд». Но он был неуловим, все время находился в командировках — в Чернобыле, на буровой. Встреча откладывалась, а вот с его женой Анной Марина Голдовская периодически встречалась. Познакомились они, когда Аня была студенткой, и Марина Евсеевна, преподававшая в МГУ, присутствовала на их свадьбе с Александром. Замысел фильма «Вкус свободы» трансформировался. Он вышел в 1991-м. А потом, когда Анну Политковскую убили в подъезде собственного дома, появился «Горький вкус свободы». Анна принимала близко к сердцу чужую боль и беду, что и привело ее к трагическому уходу. В фильме Голдовской она беззащитная. Но при этом ее боялись, поскольку сострадание Политковской не знало границ, заставляло ее ехать в Чечню, кого-то спасать. Собственно, об этом Голдовская и снимала — о личной интонации, не о политике. Действовало это безотказно. Голдовская чувствовала людей, и каждый ее фильм — находка того единственного необходимого героя в массе людской. Она изучала их методом наблюдения, снимала представителей разных профессий, изучала их методом наблюдения: первого российского фермера в «Архангельском мужике», хирурга Александра Вишневского, представителей искусства Юрия Завадского, Олега Ефремова, Михаила Ульянова, Аркадия Райкина. Она отправлялась на Соловки, чтобы показать жизнь в исправительно-трудовом лагере, снимала московскую Олимпиаду, преподавала на журфаке МГУ и в калифорнийском университете, стала лауреатом Госпремии на родине и членом Американской киноакадемии, написала книги о своей профессии и ее людях: «Человек крупным планом», «Павел Лебешев», «Женщина с киноаппаратом». Профессия для нее стала, наверное, главным в жизни. Ею Марина Голдовская увлекла и сына — Сергея Ливнева. Он тоже учился на оператора, а потом на сценариста во ВГИКе, написал сценарий «Ассы», снял как режиссер знаковые для 90-х фильмы «Кикс» и «Серп и молот», а 1999-м переехал в США, а потом в Великобританию. В нашем разговоре Сергей сказал: «Я рос в кинематографической семье. Все разговоры были только про кино, словно только оно и существовало в этом мире, а все остальное не стоило выеденного яйца. Был момент, когда я пытался взбрыкнуть, решил учиться на историка, но родители хотели, чтобы я непременно занимался кино. Они не понимали, чем еще можно заниматься? Мама настояла на том, чтобы я с пяти лет занимался языком с учителем, а потом пошел в английскую школу. Я снял пять фильмов на английском языке. Прошло время, и мне тоже стало казаться, что мой сын должен непременно заниматься кино, а он выбрал профессию математика». В 2018 году вышел фильм «Ван Гоги». Так, спустя 25 лет, Сергей Ливнев вернулся в режиссуру после многолетней продюсерской работы. Вернулся во многом благодаря своей матери, чтобы рассказать отчасти автобиографическую историю, связанную с ней. Правда, вместо матери в фильме был отец, роль которого сыграл выдающийся польский актер Даниель Ольбрыхский. Его герой — знаменитый музыкант, у которого есть сын-художник. Живут они в разных странах, и только болезнь отца по-настоящему их сближает. В момент выхода картины много говорили о личных мотивах режиссера. Однако в нашем разговоре Сергей Ливнев сказал: «Не надо искать ничего автобиографического в фильме, но чувства там мои. Сначала сценарий был про сына и мать, и мы пытались найти исполнительницу главной роли среди крупных русскоговорящих актрис в разных странах. Наконец, нашли, но в нашей избраннице женское возобладало над актерским, когда она встретилась с гримером. А активных актеров в этом поколении гораздо больше. В итоге я позвонил Ольбрыхскому, предупредил его, что сценарий написан на женщину, пообещал, что если роль ему понравится, быстро перепишу. Ольбрыхский согласился». Приняла ли Марина Голдовская послание сына, наверное, знает только он. В его версии она предстала незаурядным и трагическим человеком, что угадывалось в ее собственных документальных картинах.

Ключевые слова: новости, Культура

СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ

Эксперт объяснил, почему маска Высоцкого не ушла с..

Эксперт по аукционным делам Михаил Давыдов ответил на вопрос, почему не получилось продать бронзовую посмертную маску Владимира Высоцкого. Ценителей таланта легендарного артиста искали не в том месте. ...... Подробнее

В Музее Победы презентовали картину о джаз-оркестре на..

Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее

Герои документальных фильмов пребывают в состоянии..

В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее

Похожие новости

0

Комментарии

       

СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО

Юркисс снимает новый клип - «Культура - видео»..

Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее

Юрий Поляков сравнил смену руководства МХАТа с..

12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее

Юрий Дудь может сняться в кино про летчиков -..

Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее