Красноярские «Мертвые души» покорили московскую публику - «Культура» » Политический Эксперт

Красноярские «Мертвые души» покорили московскую публику - «Культура»

Красноярский музыкальный театр показал на сцене «Геликона» «Мертвые души» — light-оперу Александра Пантыкина на либретто Константина Рубинского. Показ состоялся в рамках фестиваля «Видеть музыку», который проводится Ассоциацией музыкальных театров при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов. В нынешнем году москвичи увидят более 40 спектаклей российских музыкальных театров со всей страны, а также из Донбасса, Узбекистана и Казахстана. Пожалуй, именно этот форум как никакой другой демонстрирует эффективность мощной государственной поддержки отечественной культуры.


Красноярские «Мертвые души» покорили московскую публику - «Культура»

Фото: Елена Лапина.

«Мертвые души» Александра Пантыкина — это шедевр. Сейчас, когда партитуре уже более десятка лет (опера написана «дедушкой уральского рока» в 2008 году), совершенно спокойно можно выдавать ей самые высокие и пафосные оценки. Она претерпела несколько постановок в разных городах, всюду идет с аншлагами, автор стал лауреатом премии «Золотая Маска». «Мертвые души» — это настоящая музыка XXI века, образец стилистического «кроссовера», где органично сочетаются приемы и техники академического композиторского письма с внятностью и демократичностью музыкального языка. Сквозное развитие, сложные гармонии и тональные планы, речитативность вокальной линии — словом, все то, что является отличительными чертами «современной» оперы, на которую категорически не желают ходить зрители, Пантыкин соединил с приемами рок- и поп-музыки, красивыми мелодиями, запоминающимися хитами и красивейшими хорами.



И вот — красноярская версия в постановке режиссера Николая Покотыло и дирижера Валерия Шелепова. Версия, может быть, самая адекватная материалу: полуоперная — полумюзикловая. Где классическое глубокое контральто Светланы Кольяновой (Губернаторша) прекрасно стыкуется с абсолютно мюзикловыми, даже слегка «попсовыми» вокальными приемами Надежды Кармаевой (Лиза), а чисто актерская, драматическая манера Алексея Казанцева (Селифан) с прекрасным звучным оперным тенором Александра Белопашинцева в роли (так и хочется сказать по -оперному — в партии!) Чичикова. Эклектики не возникает — саунд объединен микрофонным звучанием, а «разнокалиберность» вокала оправдана пестротой самих персонажей — гоголевская фантасмагория допускает все что угодно — от мертвых душ до гуляющих носов, от оживших портретов до летающей в гробу панночки, от кабаретного Хлестакова — отличная актерская работа Леонида Забоева — до идиотически вдохновенного Ноздрева (Иван Сосин), лихо размахивающего шашкой и поющего изумительной красоты арию «Редкая лошадь долетит до середины Днепра».



Спектакль решен в довольно традиционной «гоголевской» стилистике — галерея «свиных рыл», гротескных уродов, нелепых буффонных персонажей налицо. Нарисованное лицо Губернатора (Владислав Питальский) как будто сошло с эскизов комедии дель арте. Очень смешной Плюшкин (Александр Литвинов), да и вся компания губернских помещиков — карикатурна и пародийна. Конечно, можно сказать, что такое решение слишком банально и много раз отработано. Но ведь потому и банально, что верно, что соответствует источнику. Спектакль создается не для тех, кто видел все это миллион раз, а для новых поколений — молодежи, подростков, детей, которым сегодня нужно с нуля объяснять, что это за Гоголь такой и почему у него все герои сумасшедшие.



Отсюда и визуальное решение Юрия Наместникова: действие разворачивается вокруг гигантской двухколесной брички, а женские костюмы выполнены из элементов пестрых лоскутных одеял в принте жостовских подносов. Девиз коллекции — «баба на чайнике» — и всем дамам, просто приятным или приятным во всех отношениях, этот стиль очень к лицу. Особенно дочке губернатора Лизаньке, небесному созданию, проводящему время в молитвах в монастыре. Но не все так, как кажется. В версии Константина Рубинского идею трюка с мертвыми душами подкидывает Чичикову сам … губернатор. Интрига его проста до гениальности: спровоцировать мошенника Чичикова на аферу, а потом и отнять у него путем шантажа полученные из банка денежки. Только ведь на каждого жулика найдется более сильный жулик (и это, кстати, чисто гоголевский ход — достаточно вспомнить его «Игроков»). Вот и здесь команда губернатора получит вместо куша в 200 тысяч рублей мастерски нарисованные фальшивые купюры. А Чичиков уедет дальше по Руси, увозя и деньги, и главного афериста N-ской губернии «святошу» Лизаньку, которая, как оказалось, в монастыре время тратила не только на молитвы, но и на изготовление фальшивых денег.



Сатира, юмор, гротеск, обличение коррупции, плутовство — конечно, всего этого в спектакле вдоволь. Но авторы читают Гоголя внимательно и вдумчиво. А потому финал оперы вовсе не смешной. Знаменитый текст «Русь, куда несешься ты? Дай ответ… Не дает ответа» звучит в виде необыкновенно красивой хоровой темы и становится финальным многоточием, которое заставляет думать, сомневаться, переживать, спорить русских людей вот уже 180 лет.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Красноярский музыкальный театр показал на сцене «Геликона» «Мертвые души» — light-оперу Александра Пантыкина на либретто Константина Рубинского. Показ состоялся в рамках фестиваля «Видеть музыку», который проводится Ассоциацией музыкальных театров при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов. В нынешнем году москвичи увидят более 40 спектаклей российских музыкальных театров со всей страны, а также из Донбасса, Узбекистана и Казахстана. Пожалуй, именно этот форум как никакой другой демонстрирует эффективность мощной государственной поддержки отечественной культуры. Фото: Елена Лапина. «Мертвые души» Александра Пантыкина — это шедевр. Сейчас, когда партитуре уже более десятка лет (опера написана «дедушкой уральского рока» в 2008 году), совершенно спокойно можно выдавать ей самые высокие и пафосные оценки. Она претерпела несколько постановок в разных городах, всюду идет с аншлагами, автор стал лауреатом премии «Золотая Маска». «Мертвые души» — это настоящая музыка XXI века, образец стилистического «кроссовера», где органично сочетаются приемы и техники академического композиторского письма с внятностью и демократичностью музыкального языка. Сквозное развитие, сложные гармонии и тональные планы, речитативность вокальной линии — словом, все то, что является отличительными чертами «современной» оперы, на которую категорически не желают ходить зрители, Пантыкин соединил с приемами рок- и поп-музыки, красивыми мелодиями, запоминающимися хитами и красивейшими хорами. И вот — красноярская версия в постановке режиссера Николая Покотыло и дирижера Валерия Шелепова. Версия, может быть, самая адекватная материалу: полуоперная — полумюзикловая. Где классическое глубокое контральто Светланы Кольяновой (Губернаторша) прекрасно стыкуется с абсолютно мюзикловыми, даже слегка «попсовыми» вокальными приемами Надежды Кармаевой (Лиза), а чисто актерская, драматическая манера Алексея Казанцева (Селифан) с прекрасным звучным оперным тенором Александра Белопашинцева в роли (так и хочется сказать по -оперному — в партии!) Чичикова. Эклектики не возникает — саунд объединен микрофонным звучанием, а «разнокалиберность» вокала оправдана пестротой самих персонажей — гоголевская фантасмагория допускает все что угодно — от мертвых душ до гуляющих носов, от оживших портретов до летающей в гробу панночки, от кабаретного Хлестакова — отличная актерская работа Леонида Забоева — до идиотически вдохновенного Ноздрева (Иван Сосин), лихо размахивающего шашкой и поющего изумительной красоты арию «Редкая лошадь долетит до середины Днепра». Спектакль решен в довольно традиционной «гоголевской» стилистике — галерея «свиных рыл», гротескных уродов, нелепых буффонных персонажей налицо. Нарисованное лицо Губернатора (Владислав Питальский) как будто сошло с эскизов комедии дель арте. Очень смешной Плюшкин (Александр Литвинов), да и вся компания губернских помещиков — карикатурна и пародийна. Конечно, можно сказать, что такое решение слишком банально и много раз отработано. Но ведь потому и банально, что верно, что соответствует источнику. Спектакль создается не для тех, кто видел все это миллион раз, а для новых поколений — молодежи, подростков, детей, которым сегодня нужно с нуля объяснять, что это за Гоголь такой и почему у него все герои сумасшедшие. Отсюда и визуальное решение Юрия Наместникова: действие разворачивается вокруг гигантской двухколесной брички, а женские костюмы выполнены из элементов пестрых лоскутных одеял в принте жостовских подносов. Девиз коллекции — «баба на чайнике» — и всем дамам, просто приятным или приятным во всех отношениях, этот стиль очень к лицу. Особенно дочке губернатора Лизаньке, небесному созданию, проводящему время в молитвах в монастыре. Но не все так, как кажется. В версии Константина Рубинского идею трюка с мертвыми душами подкидывает Чичикову сам … губернатор. Интрига его проста до гениальности: спровоцировать мошенника Чичикова на аферу, а потом и отнять у него путем шантажа полученные из банка денежки. Только ведь на каждого жулика найдется более сильный жулик (и это, кстати, чисто гоголевский ход — достаточно вспомнить его «Игроков»). Вот и здесь команда губернатора получит вместо куша в 200 тысяч рублей мастерски нарисованные фальшивые купюры. А Чичиков уедет дальше по Руси, увозя и деньги, и главного афериста N-ской губернии «святошу» Лизаньку, которая, как оказалось, в монастыре время тратила не только на молитвы, но и на изготовление фальшивых денег. Сатира, юмор, гротеск, обличение коррупции, плутовство — конечно, всего этого в спектакле вдоволь. Но авторы читают Гоголя внимательно и вдумчиво. А потому финал оперы вовсе не смешной. Знаменитый текст «Русь, куда несешься ты? Дай ответ… Не дает ответа» звучит в виде необыкновенно красивой хоровой темы и становится финальным многоточием, которое заставляет думать, сомневаться, переживать, спорить русских людей вот уже 180 лет.

Ключевые слова: новости, Культура

СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ

Эксперт объяснил, почему маска Высоцкого не ушла с..

Эксперт по аукционным делам Михаил Давыдов ответил на вопрос, почему не получилось продать бронзовую посмертную маску Владимира Высоцкого. Ценителей таланта легендарного артиста искали не в том месте. ...... Подробнее

В Музее Победы презентовали картину о джаз-оркестре на..

Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее

Герои документальных фильмов пребывают в состоянии..

В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее

Похожие новости

0

Комментарии

       

СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО

Юркисс снимает новый клип - «Культура - видео»..

Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее

Юрий Поляков сравнил смену руководства МХАТа с..

12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее

Юрий Дудь может сняться в кино про летчиков -..

Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее