В «Геликоне» зрительницы примерили хрустальный башмачок - «Культура» » Политический Эксперт

В «Геликоне» зрительницы примерили хрустальный башмачок - «Культура»

В мир сказки вы попадаете сразу, переступив порог «Геликон-оперы»: звон волшебных колокольчиков, карета в фойе, но главное — хрустальная туфелька, которую мальчик-паж, тот, что «я не волшебник, я только учусь», дарил главной Золушке нашей страны Янине Жеймо. Реквизит культового фильма 1947 года предоставлен театру для выставки студией «Ленфильм», и тут можно прикинуть, насколько крошечный башмачок меньше вашей ноги. Российская премьера оперы советского азербайджанского композитора Леонида Вайнштейна «Золушка» — настоящий семейный спектакль, полный красивых мелодий и современных сценических эффектов.


В «Геликоне» зрительницы примерили хрустальный башмачок - «Культура»

Режиссер Илья Ильин, художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, видеохудожники Александр Андронов и Кирилл Маловичко придумали свою версию этой вечной истории. Казалось бы, подобное уже невозможно: сколько таких версий — музыкальных, балетных, оперных, мюзикловых, анимационных, кинематографических — уже создано?! Но великие мифы, как известно, неисчерпаемы.



Музыка, написанная Леонидом Вайнштейном еще в СССР, в 1985 году, греет душу своей мелодичностью и гармоничностью. Вайнштейн — ученик Кара Караева, представитель традиционного направления в советской музыке. Его «Золушка» — образец постмюзикловой оперы, стиля лайт-классик, сочетающего технологические приемы академической музыки с мелодикой и жанрами оперетты, мюзикла и киномузыки. Здесь есть и законченные номера, почти что «песни» в духе Тихона Хренникова. Есть жанровые танцевальные эпизоды, типичные для театральной музыки ХХ века: галоп, вальс, тарантелла. Но присутствуют также фрагменты, выполненные по академическим референсам, типа Шостаковича или Прокофьева. Эклектикой это не кажется, у композитора есть свой стиль.



Самое сильное место партитуры — прекрасный дуэт Золушки и Принца, написанный на прозаический текст, что придает метроритму свободу и нестандартность. Прекрасная инструментовка — выразительные соло, сочное звучание разных комбинаций оркестровых групп, красочность и театральность — работа настоящего профессионала. И звучание оркестра под управлением маэстро Ялчина Адигезалова адекватно мастерству композитора.



В заглавной партии — Лидия Светозарова, настоящая геликоновская звездочка, обладательница нежного сопрано и харизматичной актерской личности. Принц — Иван Волков — ей под стать: красивый, лиричный, молодой. У Волкова отличный голос с хорошими верхами, при этом тембр наполнен насыщенными мужскими красками.



Рассказ ведет Сказочник, он же Шут, он же Волшебник, который вместо феи одаривает Золушку путешествием на судьбоносный бал. Дмитрий Янковский в этой роли мудр и в меру ироничен. Здесь, кстати, все по-настоящему — никакого постмодернистского стеба. И даже великолепный Алексей Дедов, травестирующий в роли Мачехи, делает это с огромным вкусом и юмором.



Очень смешны и падчерицы — Ольга Давыдова и Мелания Заридзе. У Давыдовой есть эпизод, где она должна плохо, фальшиво, визгливо исполнить песню. Надо сказать, что профессиональной певице нелегко орать мимо нот. Давыдова выполнила тяжелую задачу на все сто. Вот и задумаешься над парадоксами театра: как вернее получить овации публики — спев чистенько по нотам или проорав невесть что дурным криком…



Сценографическое решение изысканно и выразительно: во втором акте часы — главный элемент сцены. Они огромны и окружены зажженными канделябрами, что задает постановке сказочный масштаб: персонажи рядом с ними кажутся крошечными игрушками. А в первом акте действие происходит на обыкновенной современной кухне, где героиня смотрит по телевизору фильм «Золушка» с Яниной Жеймо. И это логично: ведь превращение бедной замарашки в принцессу может случиться в любую эпоху. Во всяком случае, во все времена девушки грезят об этом.



Создатели оперного спектакля, следуя закону бродвейского шоу, завершают первый акт мощным трюком: эффектный видеоэпизод превращения тыквы и мышей в карету с четверкой лошадей действует сногсшибательно. А в финале — заключительный хор подводит радостные итоги легенды, одинаково трогающей и детей, и взрослых.





Екатерина Кретова


Заголовок в газете: Зрительницы примерили хрустальный башмачок
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28194 от 13 февраля 2020
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

В мир сказки вы попадаете сразу, переступив порог «Геликон-оперы»: звон волшебных колокольчиков, карета в фойе, но главное — хрустальная туфелька, которую мальчик-паж, тот, что «я не волшебник, я только учусь», дарил главной Золушке нашей страны Янине Жеймо. Реквизит культового фильма 1947 года предоставлен театру для выставки студией «Ленфильм», и тут можно прикинуть, насколько крошечный башмачок меньше вашей ноги. Российская премьера оперы советского азербайджанского композитора Леонида Вайнштейна «Золушка» — настоящий семейный спектакль, полный красивых мелодий и современных сценических эффектов. Режиссер Илья Ильин, художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, видеохудожники Александр Андронов и Кирилл Маловичко придумали свою версию этой вечной истории. Казалось бы, подобное уже невозможно: сколько таких версий — музыкальных, балетных, оперных, мюзикловых, анимационных, кинематографических — уже создано?! Но великие мифы, как известно, неисчерпаемы. Музыка, написанная Леонидом Вайнштейном еще в СССР, в 1985 году, греет душу своей мелодичностью и гармоничностью. Вайнштейн — ученик Кара Караева, представитель традиционного направления в советской музыке. Его «Золушка» — образец постмюзикловой оперы, стиля лайт-классик, сочетающего технологические приемы академической музыки с мелодикой и жанрами оперетты, мюзикла и киномузыки. Здесь есть и законченные номера, почти что «песни» в духе Тихона Хренникова. Есть жанровые танцевальные эпизоды, типичные для театральной музыки ХХ века: галоп, вальс, тарантелла. Но присутствуют также фрагменты, выполненные по академическим референсам, типа Шостаковича или Прокофьева. Эклектикой это не кажется, у композитора есть свой стиль. Самое сильное место партитуры — прекрасный дуэт Золушки и Принца, написанный на прозаический текст, что придает метроритму свободу и нестандартность. Прекрасная инструментовка — выразительные соло, сочное звучание разных комбинаций оркестровых групп, красочность и театральность — работа настоящего профессионала. И звучание оркестра под управлением маэстро Ялчина Адигезалова адекватно мастерству композитора. В заглавной партии — Лидия Светозарова, настоящая геликоновская звездочка, обладательница нежного сопрано и харизматичной актерской личности. Принц — Иван Волков — ей под стать: красивый, лиричный, молодой. У Волкова отличный голос с хорошими верхами, при этом тембр наполнен насыщенными мужскими красками. Рассказ ведет Сказочник, он же Шут, он же Волшебник, который вместо феи одаривает Золушку путешествием на судьбоносный бал. Дмитрий Янковский в этой роли мудр и в меру ироничен. Здесь, кстати, все по-настоящему — никакого постмодернистского стеба. И даже великолепный Алексей Дедов, травестирующий в роли Мачехи, делает это с огромным вкусом и юмором. Очень смешны и падчерицы — Ольга Давыдова и Мелания Заридзе. У Давыдовой есть эпизод, где она должна плохо, фальшиво, визгливо исполнить песню. Надо сказать, что профессиональной певице нелегко орать мимо нот. Давыдова выполнила тяжелую задачу на все сто. Вот и задумаешься над парадоксами театра: как вернее получить овации публики — спев чистенько по нотам или проорав невесть что дурным криком… Сценографическое решение изысканно и выразительно: во втором акте часы — главный элемент сцены. Они огромны и окружены зажженными канделябрами, что задает постановке сказочный масштаб: персонажи рядом с ними кажутся крошечными игрушками. А в первом акте действие происходит на обыкновенной современной кухне, где героиня смотрит по телевизору фильм «Золушка» с Яниной Жеймо. И это логично: ведь превращение бедной замарашки в принцессу может случиться в любую эпоху. Во всяком случае, во все времена девушки грезят об этом. Создатели оперного спектакля, следуя закону бродвейского шоу, завершают первый акт мощным трюком: эффектный видеоэпизод превращения тыквы и мышей в карету с четверкой лошадей действует сногсшибательно. А в финале — заключительный хор подводит радостные итоги легенды, одинаково трогающей и детей, и взрослых. Екатерина Кретова Заголовок в газете: Зрительницы примерили хрустальный башмачок Опубликован в газете

Ключевые слова: новости Культура

СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ

Эксперт объяснил, почему маска Высоцкого не ушла с..

Эксперт по аукционным делам Михаил Давыдов ответил на вопрос, почему не получилось продать бронзовую посмертную маску Владимира Высоцкого. Ценителей таланта легендарного артиста искали не в том месте. ...... Подробнее

В Музее Победы презентовали картину о джаз-оркестре на..

Бессмертный джаз-оркестр звучит снова: в стенах Музея Победы наПоклонной горе теперь хранится картина, навсегда увековечившая память о джазовых музыкантов, погибших во время Великой Отечественной войны...... Подробнее

Герои документальных фильмов пребывают в состоянии..

В программе 35-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлены фильмы, которые отправляют их героев и зрителей в область сновидений или воспоминаний,...... Подробнее

Похожие новости

0

Комментарии

       

СЕГОДНЯ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО

Юркисс снимает новый клип - «Культура - видео»..

Портал "Политический Эксперт" — новости популярных телеканалов онлайн - интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода, YouTube и не только все на одном... Подробнее

Юрий Поляков сравнил смену руководства МХАТа с..

12 ноября — день рождения одного из самых талантливых и харизматичных писателей Юрия Полякова. Дар рассказчика — у него в крови. Он пишет как дышит. Читатели любят его повести и романы за искрометный юмор,...... Подробнее

Юрий Дудь может сняться в кино про летчиков -..

Год назад на Берлинском кинофестивале состоялась премьера дебютного фильма «Мальчик русский» Александра Золотухина – выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике...... Подробнее