> Авто > Во дворах домов, построенных в 1980–1990-х, начали запрещать парковку - «Авто»

Во дворах домов, построенных в 1980–1990-х, начали запрещать парковку - «Авто»


23-10-2025, 11:15. : Таисия

Знаки, запрещающие остановку транспорта, в этом году начали устанавливать на въездах во дворы. Пока что это относится лишь к некоторым районам позднесоветской жилой застройки: автомобилистам не разрешают парковаться на въездных дорожках районов Строгино, Гольяново, в Зеленограде. Коммунальщики утверждают, что это сделано ради проезда мусоровозов, а жители уверены, что таким образом хотят заполнить платные уличные парковки. Так или иначе парковочная емкость дворов продолжает снижаться.



тестовый баннер под заглавное изображение


Обычно знаки 3.27 «Остановка запрещена» (в просторечии «кресты») выставляют внезапно: пара дней работ, и вот на дорожке, ведущей от дворов к дороге, уже запрещено останавливаться. А для усиления под знаком появляется табличка «Работает эвакуатор». Действительно ли он работает в таких местах — вопрос отдельный, но запрет есть запрет: даже просто штраф за это нарушение, без эвакуации, составляет в Москве 4500 рублей.



В октябре запрет парковки на въездах во дворы стал главной новостью для жителей Строгина. В районе сейчас и так неразбериха в связи со строительством метро, к тому же совсем недавно на улицах появились платные парковки... На въездах во дворы — а микрорайоны в Строгине спланированы так вольготно, как строили только в 1980-е, — привыкли парковаться автомобилисты, потому что вдоль подъездов, конечно, помещаются не все.



— Не только легковые машины, но и грузовики тут проезжают совершенно свободно, — говорит Андрей Ногавицын, житель района с 1990-х годов. — Никогда заторов здесь не было, иначе бы люди не ставили машины на этих проездах.



Районные власти, однако, считают по-другому: сотрудник строгинского «Жилищника» рассказал, что знаками «расчищают» проезды для мусоровозов. Та же мотивация, судя по комментариям органов власти, во всех районах, где встала эта проблема, а это как минимум Гольяново, Зеленоград, а также некоторые подмосковные города, например Коломна.



В реальности правы, похоже, и те, и другие. Стандартный советский местный проезд по СНиПам имеет ширину 5,5 м — это две полосы по 2,75 м. Если из этих полос одна традиционно занята под парковку легковушек, то для проезжающих остается не менее 3 метров. Сузить этот габарит может разве что особенно могучий пикап или грузовичок пошире «Газели», если он будет к тому же припаркован не вплотную к тротуару. Таким образом, мусоровозу физически никто не препятствует.



Проблема, однако, в другом: двухполосный проезд превращается при этом в однополосный. И поскольку мусоровозы ездят по дворам не в ночное время, а в утренний час пик, они регулярно создают заторы: разъехаться с грузовиком в наглухо «запаркованном» дворе и правда сложно. Так что запрет парковки на таких дорожках, может быть, и оправдан, но почему знаки начали массово расставлять именно после введения на окрестных улицах платной парковки?



— Почему не запретить стоянку (а не остановку) машин только на те часы, когда по графику приезжает мусоровоз? — вопрошают в соцсетях уже зеленоградцы, столкнувшиеся с такой же проблемой. Строгино и Зеленоград — «родственные» с точки зрения планировки жилые массивы. Там, в отличие от более старых районов, есть не только «улица» и «двор», но и протяженные и довольно широкие местные проезды. Их невозможно закрыть шлагбаумом — слишком много получается «пользователей». А ширина проездов как раз позволяет в них парковаться...



Ответ на вопрос, почему нельзя запретить парковку в определенные часы, очевиден: некому отслеживать. Сейчас контролировать соблюдение запретов предполагается при помощи известного приложения «Помощник Москвы» или его регионального аналога. Но администрировать знак «Стоянка запрещена» в режиме камер труднее, чем «крест»: ведь на пять минут остановиться под таким знаком все-таки можно. А значит, пеший инспектор или «доброволец» должны отправить на портал сразу несколько фотографий, сделанных с интервалом не менее 5 минут.



Интересно, что устанавливать запрет парковки во дворах может и управляющая компания. Именно так произошло в 17-м микрорайоне Зеленограда, где знаки 3.27 расставила компания застройщика. О выписанных за нарушение требований этих «частных» знаков штрафах пока неизвестно, но ведь знаки в любом случае «государственного образца». Или нет?



— Основополагающий документ, в соответствии с которым выставляются дорожные знаки, — это комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) района, — отмечает юрист Алексей Голубев. — С этой схемой можно ознакомиться в муниципальном собрании района, поскольку именно муниципальные депутаты обязаны утверждать такие документы. Если знаки установлены неправомерно, то штраф можно и нужно оспорить.



Таким образом, похоже, что современным стандартом организации городской среды постепенно становятся «местные проезды без машин». С такими же двухполосными проездами внутри новых жилых кварталов ситуация иная: парковка в них сохраняется, но становится платной. Именно такое решение принято в этом году ЦОДД: с 3 ноября этого года улично-дорожные сети десятков ЖК переходят в зону платной парковки.